Подкаст "Механики бизнеса"
#85
Управление в кино – Сергей Маевский – продюсер
Сергей Маевский -  кинопродюсер, директор по производству внутреннего продакшена START, директор киношколы Студия 24. В разные периоды своей карьеры он занимал продюсерские или руководящие позиции в Парк Продакшн, Амедиа, Art Pictures Vision, KION. 

Сергей говорит: “...Человек, который занимается продюсированием, создаёт продукт из некоего хаоса - из того, чего не было ранее. Поэтому роль продюсера всегда - это выстраивание определённых правил игры. В любом случае, создание любого фильма - это проектная работа, у которой всегда есть конечная цель, определённые сроки, определённый бюджет, определённые параметры, в которых этот фильм можно произвести и которые в какой-то степени были уже отработаны годами и десятилетиями, а в какой-то степени основаны на поиске новых решений и гибкости. И такое выстраивание правил игры происходит на любом уровне продюсирования. И на уровне проекта, когда ты исполнительный продюсер. И на уровне небольшого продакшена [производящая фильм компания], если ты им руководишь и отвечаешь не за один, а за 2-3-4 проекта. Может происходит на уровне большого продакшена, когда таких проектов уже больше 10. А может быть - на уровне канала, онлайн-платформы, другого вещателя, который также продюсирует, создавая правила игры. Мне нравится то, чем я занимаюсь сейчас - выстраивание процесса в рамках большой компании, когда есть возможность повлиять не только на конкретный фильм, но и на кинопроизводственные практики индустрии в целом…”

Поговорили с ним обо всём этом подробнее, а также о том, как он принимает решения и добивается своего, что им движет и почему.

Присоединяйте к нашему разговору на Youtube:
Или нажимайте ниже на ту площадку, которая вам нравится больше,
и слушайте наш разговор там:
Я благодарен судьбе и моим руководителям за то, что у меня была возможность попробовать себя в разных качествах. Я довольно долго работал как исполнительный продюсер. Я очень люблю эту деятельность. Потому что никакая работа, кроме работы исполнительного продюсера в производстве фильма или сериала, не даёт тебе возможность быть так близко к проекту, не даёт тебе возможность так сильно на него влиять.

Нельзя сказать, кто самый важный в производстве фильма - режиссёр или актёры, оператор или художник, или продюсер. Но, если ты исполнительный продюсер, который любит своё дело, то ты, безусловно, наравне с главными творческими единицами влияешь на результат, на то, как фильм снимается, как люди это делают, с каким настроением, к какому результату они идут. Ты очень важен в этом процессе, потому что от того, как ты чувствуешь, на самом деле будет сильно зависеть результат в кино
Эффективность исполнительного продюсера не в том, чтобы сэкономить сверх того, что предполагалось, а в том, чтобы изначально правильно рассчитать то, что требуется для того, чтобы произвести тот сценарий, который дали производители, с теми актёрами и задачами, который вы вместе с творческой группой себе поставили. И сделать это существенно дешевле - это почти также плохо, как сделать это существенно дороже.

Потому что во втором случае ты “украл” из кармана заказчика, который не получил продукт за те деньги, за которые ты обязался это сделать. А в первом случае ты украл из кармана творческого, потому что ты где-то не додал. Если это было рассчитано, а ты это не потратил, то, скорее всего, ты где-то недодал и продукт получился хуже, чем мог бы получиться. Одно дело, когда у тебя изначально параметры такие. А другое - когда ты мог бы сделать хорошо, а сделал на четвёрочку. И это важный момент, который тоже приходится настраивать, потому что все люди приходят с разным опытом
Поработав исполнительным продюсером, мне захотелось перейти на другую сторону. Потому что, когда ты работаешь внутри проекта, тебе всё время кажется: “Эти заказчики не понимают, что на самом деле надо, А уж я, когда попаду на это место, то я бы всё правильно делал”. И мне представилась возможность. Это было страшно интересно.

Но я понял, что с точки зрения производства очень сложно объяснить другому человеку как ты это делал бы на его месте. И это самая большая проблема. То есть ты можешь утвердить кастинг (выбор актёров). Ты можешь утвердить ключевых сотрудников проекта. Ты можешь нанять тот или иной продакшн. Но, чем больше людей появляется, особенно в продюсерской группе, тем меньше остаётся у тебя лично возможности влиять. И по сути остаются только эти реперные точки, которые оговорены договором производства и по которым ты отслеживаешь проект
Что еще обсудили:
  • Возможность того, что профессия продюсера похожа на работу психолога в горячей точке

  • Насколько быстро устаревают фильмы

  • Что беспокоит Сергея, как человека управляющего кинопроизводством

  • Почему 12-часовые съёмочные смены и переработки негативно влияют на общий результат, а не сокращают стоимость процесса

  • Продюсерский чат и “сверку часов” с сообществом

  • Почему выбор съёмочного объекта с режиссёром, оператором и художником, как и читки сценария - самые любимые процессы Сергея в деятельности исполнительного продюсера

  • Большая часть проблем НЕ решается правильно только потому, что такие проблемы не были вовремя донесены, и решения по ним принимать уже поздно

  • Силу Сергея, которая в умении вставать на место другого человека и тем самым находить с ним общий язык
Продюсер со стороны заказчика чаще всего работает на двух этапах производства фильма - подготовительный к съёмкам и монтажно-тонировочный. Потому что больше всего продюсер работает, когда ещё никого нет или когда уже никого нет :) Когда ещё никого нет (разработка проекта и подготовка к съёмкам) - это максимально творческий момент, потому что у тебя полная свобода действий. А чем дальше, тем больше своего суверенитета ты раздаёшь по кусочку - сначала сценаристам, потом режиссёру и художнику и так далее.

Ты делишься своей вотчиной с другими людьми и твоя свобода действий, естественно сужается. И самое глупое, что можно делать (если ты НЕ исполнительный продюсер, который рулит механикой процесса и непосредственно на площадке должен держать руку на пульсе, чтобы любую неожиданность / любой форс-мажор исправить в административном смысле) - это приезжать на площадку и там сидеть за плечом у режиссёра для того, чтобы он снимал правильно, как тебе кажется. Это ничего не даёт. Это значит, что ты не доверяешь тем людям, которых ты нашёл. Значит, скорее всего, ты нашёл их неправильно
Когда я прошу исполнительного продюсера посчитать смету, я прошу не вбить цифры в форму, а хочу увидеть логику человек -, как он мыслит и как он видит то, что ему надо произвести, насколько он в состоянии охватить эту задачу, которая стоит десятки (при минимальном раскладе), а часто сотни миллионов рублей, или даже миллиард. И мне очень важно видеть, что человек понимает. Я не смогу добиться того, чтобы он думал ровно так же как я. Но я вижу, что у него есть логика, пусть она отличается от моей, пусть что-то мне вообще не нравится, но это будет делать он. И если я чувствую его уверенность в этой логике, решениях, и в целом это выглядит достаточно правдоподобно и я понимаю, что результат может быть получен, то стоит на это соглашаться.

Потому что это тоже из того разряда, что ты не можешь присутствовать на съёмках всех фильмов ровно в тот момент, когда там возникает проблема. Тебе всё равно на каждом проекте нужны люди, которые умеют с этими проблемами разбираться и их решать. Но решать они их будут так, как они умеют, а не так, как умеешь это делать ты. И поэтому твоё подключение должно происходить в те моменты, когда они либо не могут справиться по объективным причинам, либо это вопрос не их уровня изначально, потому что, например, это решение не принимается внутри проекта 
В рамках компании я стараюсь сделать так, чтобы не страдала эффективность производства, но при этом чтобы люди получали удовольствие от процесса, чтобы люди хотели работать именно с нами. Чтобы, когда они слышат “Работа на проекте START Production”, они шли с удовольствием и понимали, что это определённая культура производства и определённые подходы, которые едины для любого проекта. Это не всегда удаётся, потому что кино - это живой процесс. Но очень хочется, чтобы это была компания, в которой люди хотят работать, потому что они знают, что там работают с любовью и с уважением. Мне кажется, что это важно не только в кино, а чем бы ты ни занимался
Нравится наш подкаст? Поддержи!
Мы будем рады вашей поддержке, так как делаем подкаст на абсолютно безвозмедных началах.
Введите любую сумму и нажмите на кнопку Поддержать.
Платеж спишется с вашей карты единоразово.

Послушать еще:

Показать еще
Что еще у нас интересного и полезного?
Лаборатория
Безопасная среда для проб и экспериментов / Персональная поддержка / Мастер-майнды / Закрытые мероприятия / Сообщество
Подробнее