“
... Это просто любить людей. Если вы изначально людей ненавидите, то лучше с людьми не работать. Потому что их нужно принимать. Они каждый со своим тараканом. Не каждый их них поймёт вашего таракана сегодня, когда он у вас только зародился. И это нужно просто каким-то образом принять. У нас большая часть команды работает с момента основания компании, с 2013. Текучка у нас минимальная. И со всеми людьми нужно так или иначе искать общий язык. Иначе это будет не команда. Мы все должны понимать, что мы в одной лодке куда-то плывём.
Возвращаясь к кризису. Первое, что мы сделали после того, как ввели карантин, мы встретились в zoom, и я сказала: "Ребята, это жопа. По другому это не назовёшь. Но я не буду никого увольнять. Я не буду вестись на экспресс-урезки и прочее. Я буду до последнего стараться сохранить ваши места работы. (И не потому что так сказал Президент, я раньше Президента это сказала своей команде.) Но, с вашей стороны нужен компромисс. Мы должны сейчас придумать кто из вас может начать делать новое". И у нас, например, теперь водитель занимается исследованием рынка. Он лазает по Ozon и Amazon и ищет прикольные идеи, которые мы могли бы реализовать. То есть на вопрос "Что ты можешь сделать?", он может лазать в интернете и делает это каждый день по своим делам. Пусть лазает в интернете, потому что он не может сейчас развозить продукцию. Но вместо того, чтобы уволить, мы пробуем найти в своей команде новое применение каждому человеку.
Кто-то неожиданно может делать сайты и ему это интересно. Кто-то может придумывать новые смыслы, какую-то рекламную кампанию, хотя, казалось, что вы всегда сами, как владелец и маркетолог, это делали. Может быть, кто-то из команды предложит какую-то классную супер-идею как можно по другому работать с клиентами. Может быть, кто-то из них зарождающийся сммщик, который вдруг может писать в ваших соц.сетях, и у него 600К подписчиков в Instagram, а вы даже об этом не знаете, он просто приходит и работает у вас. Поговорить с людьми и попробуйте узнать, что в принципе им интересно, куда бы они могли пойти в новом направлении.
Тут просто нужно понимать, что команда штука такая - если вы сейчас их выгоните, они же всё равно найдут себе применение. Даже, если ваша профессия закончится, они найдут как перестроиться. Вопрос, сделают ли они это с вами и вложат ли они силы в вас или вложат в кого-то другого, кто будет готов принять их к себе под крыло.
Команда - это не когда вы начальник-чемпион, а все остальные рабы, которые должны делать то, что вы хотите. А команда - это когда вы идёте на горизонтальный уровень и говорить с людьми как с людьми.
Я понимаю, что всем страшно. Но один мой знакомый сказал в марте, когда всё сыпалось, очень классную вещь: "Подумайте над тем как страшно вашей команде. Вам страшно. Но вы подумайте над тем как страшно сейчас каждому человеку. Он сидит в этом карантине дома, он не знает, будет ли у него работа, будут ли у него деньги. Ему в разы страшнее, чем вам". Вы оперируете какими-то материями, а он сидит со своей собственной жизнью. Просто скажите, что вы сделаете всё, чтобы им помочь и их спасти, и тогда эти люди раскроются совершенно по другому. Тогда вы будете их неким плечом и они будут понимать, что вы не использовали их годами, а потом выбросили как только появилась такая возможность, а что вы ищите все возможности развить их навыки. Может, мы вообще сейчас придумаем it-продукт, пока сидим на карантине, и вообще сменим деятельность и закроем типографию ...