Tilda Publishing
наша работа - помогать вам управлять бизнесом
Подкаст "Механики бизнеса"
#5
Управление рекламным продакшеном и кинокомпанией - Magic Production
Нам очень везёт на гостей нашего подкаста "Механики Бизнеса". Каждый из них не говорит громких слов, но ежедневно крутит наш общий шарик, собрав небольшую команду единомышленников. Каждый из них тот самый малый бизнес с большой идеей.

Ловите интересный и улыбчивый подкаст о важном с Владимиром Комаровым, продюсером, основателем рекламного продакшена Magic Production и молодой кинокомпании Горизонт Событий, в расшифровке на нашем сайте (ниже) или слушайте на Sound Cloud:

  • начать бизнес как в кино в 18 лет в гараже, законтрактоваться с М.Видео и уже без малого 13 лет создавать все 3d фото для их сайта;
  • на что в первую очередь платит клиент;
  • незанятая ниша на поле рекламного продакшена;
  • тягучая стабильность как повод для нового рывка;
  • насколько важен вопрос "Чего мы хотим?" для бизнеса;
  • вызовы кинопродюсера;
  • рабочий коллектив как основная ячейка общества;
  • кассовый разрыв и ручное управление как стимул роста;
  • команда увлечённых общим делом личностей;
  • оппортунизм, благодарность, репутация, честность и фан.
Keep calm and rock the World ✌️

#TrueProducer
Или читайте расшифровку:

В эфире Механики бизнеса - подкаст проекта SoloPreneurLAB. Меня зовут Аня и я один из механиков.

Наш подкаст об управлении малым бизнесом. А наши гости - основатели классных проектов - делятся своими опытом, находками и философией.

Гость сегодня - Владимир Комаров, основатель и руководитель студии Magic Production.

Студия создаёт рекламные фильмы для продуктов и брендов. Unilever, М.Видео, Johnson&Johnson, Сбербанк, РБК, MacDonald's и Правительство Москвы. А для Всемирного Фонда Дикой Природы и Фонда Citi Владимир спродюсировал документальный фильм "Отражение гор. Алтай". К выходу в прокат готовятся "Ярды" - первый полнометражный игровой фильм Magic Production.


Володя, добрый день! Спасибо огромное, что пришёл.
Расскажи сам про свой бизнес. Что классного сейчас у вас происходит? Чем живёте?

ВК: Как ты правильно заметила, у нас сейчас есть полнометражный фильм, и это, наверное, самый большой проект для нашей студии на текущий момент. Но интересно то, что с подготовкой к выходу фильма мы решили, что разграничим чётко бизнес
на рекламу и на кино. То бишь Magic Production, которым ты представила сейчас меня, будет как бренд и как направление заниматься исключительно рекламным видео контентом. А наша вторая студия - уже как кинокомпания будет действовать. Мы сейчас специально её образовали и будем развивать. Называется Горизонт Событий. Это будет компания, занимающаяся исключительно кинопроизводством и больше ничем. Что касается Magic Production, то мы развиваем его, сейчас даже активнее. Я ещё расскажу о новых проектах. То есть мы активно занимаемся развитием рекламного направления. Достаточно давно я этим занимаюсь. И это было намеренное решение о разграничении [кино и рекламы]. Мне и самому так проще и удобнее представлять то,
чем я занимаюсь. Потому что, конечно, приходится заниматься в равной степени обоими проектами. Кино на текущий момент - это только и исключительно вложения и очень не маленькие. А реклама всё-таки имеет стабильный доход, стабильных клиентов, стабильный объём заказов. Появляются новые интересные проекты, больше, чем мы делали до этого.


Расскажи про эти проекты, если можно. И расскажи про свой путь, как ты к этому пришёл?

ВК: Началось всё очень просто. В 2005 году, будучи студентом 2-го курса РГСУ по профессии социального педагога, я со своим школьным товарищем решил, что неплохо бы нам стать бизнесменами. Творческие всякие штуки нравились всегда. Он любил фотографировать. Я тоже хотел развиваться именно в направлении фотосъёмки. В 2005, конечно, доступность видео никто и не предполагал. Мы решили, что было бы неплохо создать фотостудию. Я буду заниматься привлечением клиентов и бизнес-процессами.
На тот момент зелёные дети были, вообще ничего не понимали, просто подумали: "А почему нет?"
Мой приятель умел фотографировать. На тот момент любил фотографировать, скажет так, по большей степени, чем умел. И мы начали думать, как это всё сделать.

Я позвонил своему родственнику-бизнесмену и сказал: "Вот у тебя есть товар, а мы можем его сфотографировать. Не хочешь ли купить нам камеру? А мы её таким образом отработаем". Он говорит: "А приезжай-ка, поболтаем". Мы приехали. А я ему всегда прикольный очень контент закидывал, даже в 2005, когда с интернетом всё было значительно сложнее, особенно в России. Он говорит: "Ты мне показывал в своё время 3d фотографии, когда объект вращается вокруг своей оси и пользователь может посмотреть его со всех сторон в фотографическом качестве. Сделай для нас. А я тебе буду какую-то зарплату платить и оборудование куплю". Конечно, мы согласились.
Но мы, разумеется вообще не понимали, что это такое. Мы понимали, что это набор фотографий, зацикленных и так далее, но почему бы и нет?

А мой университетский товарищ как раз занимался тогда развитием фотографии в России. И у него на тот момент не клеилось с его бизнес-партнёром. Я ему позвонил и говорю: "Серёж, пожалуйста, научи. 100 долларов есть". Он говорит: "Слушай, ну за 100 не научу, но за 300 научу". Он нам показал, где/какую платформочку купить для того, чтобы товар вращался правильно, рассказал, как это всё делать. И сказал: "Ребят, ну вы ведь понимаете, что бизнес - это бизнес, а не как бы…"

Когда я ехал в метро после этой встречи, я прикинул: "В день мы можем делать минимум 5-10 роликов. У Серёги он стоил 500 рублей, а у нас он будет стоить 300 рублей. Значит 150 000 рублей на двоих в первый месяц мы будем зарабатывать после того, как научимся это делать. Научимся мы это делать ну за месяц скорее всего. Через годик будем тысяч по 5-6-10 долларов зарабатывать". Нам было по 18-19 лет. Научились делать мы где-то через месяца 4-5. Родственник платил нам по 7 000 рублей. Ну и оборудование у нас было, соответственно. Тысяч за 12 рублей мы сняли двухэтажный гараж в промзоне на Угрешской набережной и как Hewlett-Packard там
всё и делали. Было очень холодно, потому что мы перед зимой его сняли. Просто жёстко холодно. Но нам это всё очень сильно нравилось. Особо деньги тогда, на самом деле, значения не имели.

Конечно, если бы я сейчас начинал какой-то бизнес, то всё было бы по-другому. Но было, что было. До этого лично я нигде не работал. А по найму вообще не работал нигде ни дня. Подработки на первых курсах ВУЗа или в старших классах - это не считается, если мы говорим о нормальной более-менее работе. Так вот в офисе я никогда ни дня не сидел. И как такового начальника у меня никогда не было. Это, возможно, минус больше, чем плюс.


Почему?

ВК: Ну я не знаю, но мне так кажется, что каких-то скилов, возможно, не хватало в начале. В процессе, разумеется, общаясь с людьми, я их перенимал. Благо были хорошие люди среди заказчиков, у которых можно было очень прикольно перенимать опыт. Попадались очень классные люди.

[Возвращаясь к истории про фото] через полгода мы, грубо говоря, научились это делать. Сделали какой-то микро-сайт. Ещё я договорился, чтобы нам родственник дал 10 000 рублей на раскрутку в Яндексе. Я отдал эти 10 000 рублей какой-то конторе. Эта контора пропала на 2 месяца. Через 2 месяца позвонили и сказали: "Мы вам вернём деньги, потому что ничего не получается". Таким образом с момента [старта проекта] прошло уже 7 месяцев. Мы уже то-сё фотографировали. Был объём. Мы фотографировали светильники, кстати, настольные, технические и т.д. Дорабатывали наш инструментал, чтобы это всё работало. Потому что необходимо было ПО соответствующее, и в России вообще ничего не было, на самом деле. То есть всё, что нам порекомендовал наш товарищ, это всё заказывалось из Штатов и было сложно.

Мы получили деньги обратно от этих раскручивальщиков сайтов. Просто иначе
их не назвать. И вложили эти деньги в контекстную рекламу. Неделя - нет звонков. Деньги уходят, а звонков нет. Вторая неделя - нет звонков. А тогда, повторюсь, всего этого не было. Была всего пара-тройка студий, которые этим занимались. А для нас
это всё был реальный космос. Было, конечно, не очень приятно. Потому что мы-то себе подумали, что через месяц будем уже 150 на двоих зарабатывать.

Но в итоге нам позвонили, сказали: "Хотим, чтобы вы нам поснимали. Но у нас ограниченный бюджет. Мы взяли вертолёт. Нам нужно поснимать площадку, где будет строиться огромный комплекс. Нам нужно, чтобы фотограф был опытный. Но за 5 000 рублей". Мы ОК. Они у нас попросили паспорт фотографа, чтобы пробить пропуск на взлётно-посадочную. Там 19 лет, соответственно, пацану.

- Слишком молодой.
- Но вы же за 5 000 рублей хотите, вот.
- А опыт-то есть?
- Конечно, есть.

В общем, сняли. Это был наш первый заказ. Коммерческий. Кроме того, что мы фотографировали для родственника.

Потом какой-то каталог был. В этом каталоге был большой раздел с интим-товарами, которые необходимо было тоже фотографировать. Это каталог почтовой рассылки. Это было всё реально очень прикольно и как-то забавно. У нас был поток, мы фотографировали одежду, домашнюю утварь и товары сэкс-шопа. Это яркое впечатление на самом деле :)
А потом позвонили из М.Видео.
Сказали: "Хотим, чтобы вы для нас снимали 3d-фотографии. Хотим это запустить". Мы думаем: "Ух, большущий магазинище, сейчас денег заработаем!". Но не всё так просто на самом деле. Мы приехали к ним.

- Кроме вас это кто-нибудь делает?
- Практически никто не делает.
- Нет, делает ещё пара человек, а-ля студий.
- А мы лучше всех. У нас оборудование своё. И оно не ломается.

А на тот момент реально у нас оборудование не ломалось. У единственных. И мы делали всё на потоке, и это не сбоило.


И таким образом вас М.Видео нашли? Прости, что перебиваю.


ВК: Да-да. Этого просто никто не делал практически на тот момент. Продукт был фактически эксклюзивный. И у них единственных были на тот момент деньги на такую авантюру как 3d фотографии. Потому что на тот момент никакой эффективности и вообще ничего не мог предположить. И интернет-магазины как таковые были в зачаточном состоянии, если честно, насколько я помню в 2005 или мне так представляется. Изначально это была чисто имиджевая история за какие-то малюсенькие деньги. Но на следующий год мы сели с клиентом, и он сам попросил рассказать ему нашу расходную часть. Это к вопросу о том, что реально везло с людьми. Я ему рассказал. Он говорит: "А на чём вы зарабатываете?" Я ему говорю: "Для нас, дорогой М.Видео, главное - имидж". "Красавичик", - говорит он, - "Давайте расширять бюджет. Каких опций ещё вы можете накинуть?".

Я ни с экономикой, ни с математикой, ни с коммерцией в принципе никогда не дружил. Для меня это просто необходимость. Это жизненная случайность, что я стал бизнесменом. Я и сейчас, если честно, бизнесменом себя не ощущаю. Но при этом бизнес достаточно давно уже существует.

В общем, начали мы работать с М.Видео в 2006 и работаем уже 13 лет. Контракт с М.Видео пролонгируется из года в год через тендеры. У нас нет никакой нечистоплотности в этом плане. Меняются руководители у департамента, который
с нами работает. С нами работает департамент мастер-данных, не маркетинг. Это департамент, который занимается организацией карточки товара. То есть того, что на самом деле фактически продаёт товар. Не реклама какая-то большая. А именно карточка товара, в которой есть перечень наполнения: текстовое наполнение, фото информации и 3d фото. И мы делали вместе с Игорем Титаренко вот такую вот классную штуку. Он был на тот момент руководителем департамента мастер-данных в М.Видео. И мы с ним реализовали такую тему, которая до сих пор работает. Мы каждый месяц отгружаем от 500 до 1000 3d фото на каталог М.Видео. Если сейчас зайти на их сайт, там практически нет ни одного товара, который бы не имел наших 3d фото. Это до сих пор один из якорных проектов. И скоро уже в университет пойдут
те люди, которые родились в момент, когда мы это начали:).

Потом мы стали развиваться дальше. В плане объёмов фотографирования. Огромное количество интерьеров снимали, предметов мебели, чай. Электронику у нас всю закрывало М.Видео. Ещё вендоры М.Видео отдельно к нам приходили. Тоже фотографировались. Но по 3d фото - как его и не было, крупнее заказа в принципе в России, так и не стало.

Мы по большому счёту до сих пор самая крупная студия по 3d фото.

Хотя у нас 3d фото никто кроме М.Видео не заказывает. У нас есть площадка отдельная для М.Видео прям у них на складе. Туда ежедневно приходят люди. У нас есть отдельный аккаунт, который с этим делом работает. И оно вот так вот идёт.
Это вот такой прикольный кейс, на самом деле. Как, мне кажется, эксклюзивный даже. И что мне нравится - удается с компанией, в которой меняются люди, выстраивать планомерное, фундаментальное общение. Мы всегда шли и идём на компромиссы. Клиент понимает, что он не просто так платит деньги. Он платит деньги за стабильность, в первую очередь, и за ответственное отношение. Что очень важно.
В данном случае это очень важно. Это самое главное.
Глобально, мы построили так процессы, что нам даже стоимость менять не нужно. Мы просто оптимизируем процессы ежегодно.
И из-за этого получается, что мы можем держать на том же самом уровне стоимость, и за счёт оптимизации процессов просто увеличиваем объёмы. И зарплата у людей растёт. И клиент доволен, потому что у него ставка не поднимается. И у нас уровень прибыли с ним не падает. Такая вот прикольная штука.

Дальше [возвращаясь в 2006] начали наращивать объёмы производства. Но моего партнёра на тот момент, отвечающего за творческую и имиджевую части, как творческого человека немного напрягала рутина. И было очень тяжело с этим делом справляться. У нас были всякие разные задумки, но, к сожалению, это всё куда-то упиралось. Я думаю, что из-за такой трясинной стабильности.

Мы перебрались быстро достаточно из этого холодного двухэтажного гаража на химический завод на севере Москвы. Но там было жутко совершенно с проходной, с пропускной системой. И мы быстро перебрались на Авиамоторную в бизнес-центр Б-класса. Но там оказался очень дорогой интернет, а для нас он был очень важен. И мы перебрались в промзону в 250 кв.м. на Щелчке. Мы там кучу всего снимали. И там мы зависли года на 4-5 в такой рутине. Дикой совершенно. И не было никаких подвижек. Всё было как бы стабильно. Мы не брали кредитов и при этом нам капали невесть какие деньги, но для 22-23х летних пацанов это было прикольно. Мы могли ездить туда-сюда, купили себе по первой тачке и нормально себя чувствовали.

Когда я читаю / смотрю истории бизнесменов или стартапов, которые сейчас есть, то понимаю, что я просто оппортунист глобально. Если посмотреть на ребят, которые из Плешки и которым говорят: "Сначала найди деньги, а потом придумай, что на эти деньги сделать". У нас никогда такого не было. Нам, блин, просто захотелось сделать фото студию, и мы сделали. Стала интересна 3d фотография, мы сделали. Объёмов на 3d на тот момент не нашли, начали заниматься большим количеством предметной съёмки, каталожной съёмки, с моделями и так далее.

Потом были какие-то намётки делать арт-проекты в плане фото. Но не сложилось. И тут появился прикольный человек. Он приехал из региона покорять Москву. И начал заражать сначала моего партнёра любовью к видео, потом я подключился. Они без моего участия сняли короткий метр.

Я на всё это дело смотрел очень скептически. Но мне понравился очень задор, который был у этого парня.

Мы с ним начали общаться. И тогда он рассказал мне о своих планах покорения кино-индустрии и индустрии видео-производства. Это было лет 5 назад. 2012-2013. Я ему говорю: "Слушай, чувак, а давай ты возьмёшь на себя видео направление нашей студии. А то иногда спрашивают видео, а мы фото загружены". На тот момент это не был видео-продакшен, мы назывались Magic Foto. На тот момент, кстати сказать, из-за не особо дешевого интернета, у нас было порядка 20-25 человек в штате, которые сидели и обрабатывали фотографии. Точнее треть из них фотографировала, а все остальные занимались обработкой. Потихонечку мы выводили всё на без привязки к студии
и могли освобождать ресурсы для чего-то ещё. Потому что за таким количеством народа в рамках офиса проследить просто анриал. Особенно, когда нет Плехановского образования. Короче, мы стали пробовать себя в сторону видео-производства.

Одного из наших клиентов (бренд Knorr, компания Unilever), для которого мы делали фото рецептов, мы спросили, не нужен ли им видео-рецепт. Они говорят: "Давай! Почём?" Мы говорим: "У нас сейчас это всё запускается, поэтому сколько дадите. Сколько вот у вас в тендере стоит, давайте в половину цены и сделаем. Чтобы просто попробовать". Начали работать. Мы у них уже в пуле как фото-продакшн. Начали
по видео развиваться. И как-то закрутилось всё.

Через год объём видео занимал уже 60-80% в месяц. Остальное - фото. И этим [видео] было заниматься интереснее. Так как мой компаньон на тот момент занимался в основном фото, хотя видео ему тоже было очень сильно интересно, а видео у нас занимался другой парень. У нас начались микро конфликтики, скажем так. И ещё через год мы разбежались и остались только с моим партнёром текущим - Андреем Корытко, который опять же на данный момент отвечает исключительно за творческую часть.
Мы с ним развили видео-направление до определённого уровня и сейчас делаем очень крутой корпоративный контент.
Мы сейчас делаем очень крутую оперативную недорогую нишевую рекламу. Большое количество вирусного видео, в том числе. Большое количество стокового контента. Видео контента для того же самого М.Видео и не только. И мы сильно оптимизировались. На данный момент в Студии 5 продюсеров, которые занимаются набором команд под проекты. У нас есть свои стабильные команды, с которыми мы работаем. Нет такого, что к нам клиент пришёл, и мы ищем-ищем кого бы на ту или иную часть проекта поставить. Всё это очень чётенько разведено. Глобально, это такая классическая модель видео-продакшена.

Фото на текущий момент, кроме 3d фото для М.Видео, нету. Мы года 2 назад, наверное, сняли последний раз для Knorr упаковки, но уже на топ-уровне. Но у них снизились объёмы закупок в маркетинге у этого бренда. Ну и мы это [фото-направление] просто перестали развивать, потому что мы разбежались с тем партнёром и глобально больше не было смысла и интереса заниматься фото. Но 3d фото мы до сих пор чтим, любим и работаем. У нас там есть команда клёвая, всё оборудование работает, постоянно апгрейдится также. И мы осуществляем очень прикольный кейс, который, дай Бог, чтобы ещё долго-долго жил. Это даёт сотрудникам и большому числу удалённых людей иметь постоянный стабильный заработок, без необходимости нахождения в офисе, в Москве, в любом социальном положении, на сносях или сразу после. Потому что в этом глобально нет никаких сложных процессов, но они в любом случае требуют ручной работы.

То есть на данный момент мы развиваем видео направление, производство видео-контента.
Мы находимся на уровне между большим продакшеном, который снимает большие OLV-шные или ТВ-ролики,
и видеографами, так называемыми, которые берутся
за всё и снимают очень дёшево.
И между ними есть определённая яма. Потому что у видеографов не хватает менеджмента, но они при этом могут держать очень-очень низкую стоимость.
А большим продакшенам не интересны задачи клиентов видеографов. Мы даём среднюю стоимость. И это позволяет нам выделять ресурсы на съёмки кино. И временные ресурсы, и, соответственно, финансовые. Потому что у нас нет необходимости тратить большое количество ресурсов на обхождение клиентов, как это нужно большим продакшенам. Они очень большие ресурсы тратят на то, чтобы клиент был просто доволен. Потому что это топ-реклама. Но честно скажу, что у нас маржинальность повыше будет, особенно если объемы есть. И в нашем случае вот
эта история очень-очень хорошо работает при сегодняшней нашей модели.

Но скажу сразу, что мы от этой [серединной] модели в любом случае будем расти [в топ-сегмент]. Возможно, что этим направлением буду заниматься не я, а кто-то из тех, кто на данный момент аккаунт-менеджер, которых мы специально растим. Потому что у всех ребят, которые к нам приходят, так же как и у нас в свое время, есть огромное желание что-то делать. И мы, соответственно, развиваемся, развиваемся, развиваемся.

Первоначальное общение с клиентом завожу в любом случае я и дальше уже просто распределяю работы. Вот таким образом на данный момент строится. Грубо говоря, я отвечаю за все, безусловно, но при этом есть ответственные аккаунт-продюсеры, которые занимаются ведением непосредственно проектов. И что самое интересное, благодаря нахождению в этой нише, реклама не нужна, "сарафан" работает просто отлично. Потому что людям не надо, чтобы их кинули, но при этом у них нет огромных бюджетов. Понятно, что крупным продакшенам небольшие проекты просто банально не интересны. Когда продюсер зарабатывает большие деньги, я имею в виду аккаунт или исполнительный продюсер, то им интересны большие кейсы, фестивальные в том числе, а наш уровень, повторюсь, никому не интересен. Потому что у видеографов просто не хватает ресурсов, а для топ-сегмента это слишком дешево, они не готовы работать с бюджетами в 500 000 рублей. А у нас это офигенски получается. И глобально все довольны, потому что есть стабильный заработок. Объясню почему эта модель была принята.
Когда мы научились снимать видео и поняли, что у нас это получается, мы подумали: "А что мы хотим?"
Мы хотим уходить в топ-сегмент, или мы хотим развиваться и смотреть в сторону нашей голубой мечты - киносъемок, производства кинофильмов? И мы решили, что вот здесь нам надо быть. Окей, договорились.

Андрюха пошел учиться на кинорежиссера к Попогребскому в Московскую школу кино, а я к Леониду Эмильевичу Верещагину в Академию Михалкова. Соответственно, через год я закончил Академию Михалкова, а Андрюха закончил первый год обучения, потому что там 2 года обучения. Летом он, как курсовую работа, снял свой док. А я еще годом ранее. Так у нас все получилось. Мы сняли первый свой короткометражный фильм, потом с Шурой Марченко, замечательным режиссером кинодокументалистом, сняли док - "Отражение гор Алтая", о котором ты изначально говорила. И все это так нас захватило. И мы поняли, что можем. И решили, что в рекламе мы фиксируем себя вот здесь на том незанятом поле в плане коммерции и будем все свободные средства вкладывать в альтернативное направление - киносъемки и кинопроизводства.

После первого года, мы осенью 2017 года, вернувшись из отпуска, не сговариваясь сказали: "А давай полнометражный фильм игровой снимать? Вот у нас высвободилось в районе 3-5 миллионов рублей, и мы можем себе позволить их потратить именно
на полнометражный фильм. Короткометражки мы уже снимали, и фестивалям они не нужны, хотя всем нравится, но они не фестивальные получились. И в топку фестивальное кино, давай сделаем полнометражное. А каким оно будет, фестивальным или коммерческим, это вопрос другой. Посмотрим как оно выйдет. Просто попробуем формат полного метра".

Повторюсь, мы все делали сами. У нас никогда не было ни каких-то руководителей, ни менторов, ни еще кого-то, кто мог бы что-то подсказать. И мы начали писать сценарий. Написали. Я показал его своим преподавателям по Академии Михалкова с просьбой помочь с маркетингом, когда мы [фильм] сделаем. Они почитали нашу презентацию, сценарий и сказали:

- Ребят, мы вам не по маркетингу поможем, а давайте партнерами станем?
- Афигеть, вот это да, ну, то есть серьезно? Вы хотите дать нам денег на кино?
- Сколько у вас самих есть?
- Пятерку наскребем.
- Давайте 50/50 зафиксируемся, сколько у вас будет денег, столько у нас будет денег.

Потом мы начали дописывать совместно сценарий. А там на той стороне кинокомпания, которая сняла уже крупные фильмы с хорошими режиссерами, у них релизы ежегодно происходят. И там большие специалисты по маркетингу и просто классные ребята.
И они нас по сценарию охлаждали. Говорили, что он еще не готов, нужно еще поработать. И за это безумная благодарность, что так все сложилось.
Мы полгодика пострадали вместе. И даже несмотря на то, что они нас оставили прям перед самым мотором, мы, благодаря им, прошли такую необходимую школу и вообще в принципе жизненную школу. Да. Благодаря которой, сценарий стал более полноценен, и проект вышел из разряда экспериментального в разряд во вполне себе полноценного кинотеатрального широкопрокатного фильма.

Андрюха занимался только кино. Мы взяли еще одного замечательного исполнительного продюсера, который тоже учился в МШК и у которого было просто огромное желание всем этим заниматься. И реально команда на 95% состояла из дебютантов. Только технический персонал не был дебютантами, а все остальные - это дебют. И мы начали двигаться. И в плане результата, на данный момент, ничего ужасного не произошло, потому что кино есть, кино получилось. Просто другой момент, что это точно так же как мы в свое время думали, что вот сейчас у нас будет 150 000 рублей через месяц после того, как мы по рукам ударили... Но все не так просто. И здесь я уже более подготовлен, в любом случае. И мы уже более осознанно двигаемся. Но и риски большие. Потому что кредитов мы набрали ого-го для съемок фильма. Потому что, повторюсь, от нас отвалились наши партнеры и все абсолютно бремя производства и все расходы легли на нас. Но мы продолжаем это направление, хотя оно и требует на данный момент больших ресурсов. Помимо выплаты кредитов, мы продолжаем вкладывать деньги в разработку новых кинопроектов. Данный проект [Ярды] не поддерживается ни Министерством культуры, ни Фондом кино. Но мы рассчитываем на поддержку следующих наших проектов.

Фильм Ярды является кроме всего прочего нашей визитной карточкой. Мы себя им презентуем. Теперь ты, наверное, задашь вопрос про команду.


Вопросов море, потому что ты столько поднял пластов на самом деле, столько всего зацепил. И мне с одной стороны хотелось уточнить уже в процессе, а с другой стороны было очень жалко перебивать. Я понимала, что сейчас тебя перебью, мысль уведу, и ты не расскажешь еще кучу всего интересного.


ВК:
Я надеюсь, что это будет кому-то интересно, если честно. Это безусловно интересный опыт. Но и воды много налить я тоже боюсь.


Не бойся. Главное, что ты рассказываешь от души. Всегда интересно то, как есть на самом деле. Это жизнь. Это путь. Это твои находки. Твои грабли. И это все очень интересно и познавательно.

ВК: Слушай, ну глобально, ты попросила рассказать о своем бизнесе и вот то, что
я рассказал о бизнесе. Не знаю насколько это можно назвать бизнесом.


А что же это?

ВК: На данный момент это чистый фан :)


Конечно :) У него куча сотрудников. Он делает проекты огромные. По фану просто.
Это классно!

ВК: В прошлом году у нас появился коммерческий директор, который сейчас держится за голову и говорит: "Как со всем этим работать?" Он бывший владелец и директор крупного магазина по продаже профессионального фотооборудования. Мой старый приятель, которого я долго звал и говорил ему: "У тебя так четко все. А у меня чисто все на таланте делается. Приходи! Возьми это все в свои руки, и мы нормально все сформулируем". И вот мне удалось его привлечь. Он приходит и говорит: "Кааааак?", - а я ему отвечаю, "Понимаешь, я тебя зову 5 лет. Если бы тогда пришел, то у нас разумеется было бы все значительно по-другому".

Но с другой стороны, возможно мы бы не делали таких шагов. Мы обдумывали бы очень много. И возможно было бы все дольше, сложнее.

А так, что: "Снимем кино?" "Да, снимем кино". Или приходит нам контракт на рекламу, надо денег вложить:

- Возьмем?
- Возьмем.
- А откуда деньги?
- А мне вот там кредит предложили, звонили из банка.
- Но кредит это же не прикольно.
- Да ну, нафиг, чего не прикольного?

А потом приходят деньги от клиента, и надо бы отдать кредит. Но их же можно вложить в другой проект. И так вот это все и решалось. Но при этом, да, ни у кого нет дорогих машин, но все работает и все развивается. Все течет. Так что как-то так.


Столько ты всего рассказал. Что я сейчас попытаюсь все уложить, чтобы позадавать все-таки тебе вопросы. И первое, из того, что ты говорил и из моего опыта взаимодействия с Magic Production, кажется, что у вас очень четкая корпоративная культура в смысле ценностей. Не в смысле каких-то бумажек на двери типо "мы любим клиентов", "равенство и братство", ну каких-то просто провозглашений.
А в смысле какого-то единого подхода. Я могу выделить ценности, которые считываю и у меня ассоциируются с вашим брендом. Давай я тебе их перечислю, а ты расскажи в ответ, какие ценности ты несешь и твой бренд несет. Как тебе удается это так сквозно проносить через всех своих сотрудников и вообще через вашу команду.

У вас люди, начиная от тебя и заканчивая всеми, с кем можно проконтактировать, очень внимательны к каким-то маркерам порядочно/ непорядочно. С одной стороны все в бизнесе, а с другой стороны все максимально с огромным уважением относятся к интересам человека, который на другой стороне находится. Вне зависимости от того, кто это: клиент или подрядчик. По каким-то мелочам даже понятно, что люди стараются не злоупотреблять, скажем так. И, конечно, очень большое внимание качеству. И заботливому отношению. И друг к другу, и к внешним людям, и к клиентам. Наверное вот эти три флагманских вещи, которые я сразу прямо считываю.

А что определяешь ты? Как ты это определяешь? И как ты этого добиваешься?

ВК: Я думаю, что это вопрос моего образования. Я по образованию социальный педагог. И давай зададим себе такой вопрос: "Где человек проводит больше всего времени в осознанной жизни? Когда он максимально деятелен". Да, безусловно, учеба. Но это все не то. Конечно, же на работе он проводит. Конечно же в рабочем процессеи на работе, в своей деятельности человек проводит максимальное время своей жизни. В общем и целом.
И в связи с этим, мне кажется, что правильнее судить о человеке не через то, какой он за пределами работы, а правильнее судить о человеке через то, какой
он на работе и в работе. Даже не НА работе, а В работе.
Ты же в семье не будешь кем-то прикидываться. А почему это на работе надо делать? Почему какую-то двойную игру надо вести на работе, если ты этого не делаешь дома.

И это единственный глобальный принцип, который не озвучивается вообще никогда. Наружу озвучивается принцип только репутации и честности. Потому что репутация - это самое дорогое, на мой взгляд, что есть. И, безусловно, честность. Обычная человеческая честность. Не то что мы даем вам честные цены, как какой-то маркетинговый лозунг, а просто сама по себе честность.


Извини, перебью тебя. Я про маркетинг имела в виду то впечатление, которое остается от общения с вами - это уже и есть маркетинг. Тебе еще не продают, но ты уже влюблен. Так можно сказать?

ВК: Да. Штука в том, что все, кто у нас работает, чем бы они ни занимались, не хочет впустую тратить свою жизнь. Причем чем бы мы ни занимались. Будь это нишевый ролик или не дорогая реклама, или будь это съемки кино. Это не имеет значения. Глобально, без разницы.
Тебе в любом случае по жизни надо чем-то заниматься и на это тебе надо тратить большую часть своей жизни. Так занимайся этим таким образом, чтобы тебе самому было приятно от того, что ты делаешь.
И это такая политика, которая у нас сама по себе получается. Человек просто делает дело. Потому что оно ему интересно, и ему хочется это делать. Я ненавижу заставлять кого-либо что-либо делать. У нас бывают какие-то конфликты в команде, но и они больше похожи на какие-то семейные ссоры. Это возможно потому, что у нас сейчас небольшой коллектив. И сейчас мы не занимаемся совсем унылыми проектами. Но мне кажется в любой деятельности есть интерес, особенно если мы говорим о такого рода деятельности, которым мы занимаемся.
Для нас, руководителей студии, не было важным уходить в большую коммерцию, для нас было более важно сделать из кино бизнес.
И это то, что мы пытаемся сейчас делать.
Репутация - это основной момент. Все, что я до этого говорил очень важно. Но то, что формируется в плане бизнеса - это вопрос репутации.

А вообще, я в принципе считаю, что руководители, которые не разрешают, предположим, уходить в отпуск в течение года, а только летом, и т.д., мне кажется,
что такие компании вообще надо запретить. Ну если человеку хочется уехать тогда-то и он сам разрулил все свои вопросы, все подготовил, передал свои дела и уехал. Тогда какая разница? Какая разница, где человек работает? Приходит он в офис или нет? Сейчас у нас после всех этих заводов и гаражей на окраине Москвы офис на Артплее. Это супер чильное место. Сама атмосфера тут говорит - твори, живи и кайфуй. Единственное, что стоимость аренды кайфовать полностью не дает. Но это так или иначе решаемый вопрос. Но при этом, хочешь, приходи в офис, хочешь, не приходи в офис. Хочешь, живи, где хочешь. У нас огромное количество ребят, с которыми мы работаем, живут даже не в России. И это офигенски все складывается. Сейчас есть интернет и никаких проблем в коммуникации нет. Я сегодня дома, например, работаю. Завтра я пойду в офис. Некоторые ребята приходят в офис потому, что для них там есть рабочая атмосфера необходимая. При этом есть ребята, которые не могут в офисе работать.

У нас есть сотрудница, которая уже лет 8 работает в Студии. Она еще чуть ли не с завода, который был на севере Москвы, она ведет как раз проект М.Видео. И она мне пишет: "Володя, я беременна. Ты узнаешь об этом раньше, чем мои родители. Ты не волнуйся. Я просто не буду выезжать на съемки, а в остальном я все буду делать дистанционно. За пару недель до родов я выпаду, буду без связи какое-то время,
и через пару недель после, соответственно, выпаду. Вернее, не пару недель, а месяц-три". Она так сказала. Идет время. Я у нее периодически спрашиваю как дела. Она говорит: "Не-не, все нормально. Вот девочка есть, я ее подключу, и она мне будет помогать". Я говорю: "Окей, не вопрос". И пишет мне как-то раз: "Володя, я еду рожать и через неделю выйду на связь". И даже, по-моему, недели не прошло, она пишет: "Знаешь, Володя, что-то все так сложилось хорошо, что я в принципе не буду прекращать работу, просто не буду отвечать на звонки, но буду работать с почтой и все что нужно делать". При это не обсуждалось никаких финансовых вопросов. И так работу и наладили. Есть ребята, которые за рубежом, далеко от Москвы. Есть ребята, с которыми мы по работе просто лучшие друзья. Мы можем совершенно спокойно друг на друга положиться и все отлично делать, но при этом мы виделись максимум один раз. А есть такие, с которыми мы друзья, но при этом не виделись даже ни разу. Но при этом мы вот так же как с тобой по два-три часа созваниваемся и просто трещим, потому что прикольно. Потому что это очень важно. Это жизнь.


Мне вообще кажется, что это один из важных каркасов развития бизнеса и его существования. Если подытожить по ценностям, то что получается: репутация,
в которую входит и качество, и порядочность, и уважение. И живи, кайфуй, твори?

ВК: Грубо говорят так. Но я был бы аккуратен с терминами, особенно с "живи, кайфуй, твори". Я бы не стал так говорить. Я бы говорил, что репутация и взаимоуважение. И просто принятие обычных общечеловеческих ценностей. Вот и все. И это стоит
во главе всего.


Классно, Володь. А расскажи такую штуку еще. Я прекрасно понимаю, что ты набрал и выращиваешь классных менеджеров, которые все держат, планируют и прочее. Но при этом у вас творческий бизнес. Вы работаете непосредственно с художниками. И я уверена, что каждый из вас так или иначе на какой-то процент тоже является художником. Расскажи в разрезе именно творческого бизнеса, в разрезе того, что вам приходится планировать, организовывать и запускать работу целого творческого пула, у каждого из которых свои взгляды, настроение, все что угодно. Творчество это же очень тонкая штука, и любой творец тонкий очень человек со своими какими-то энергиями. Как это все возможно? У вас настолько все четко. Как ты структурируешь вот все творчество?

ВК: На данный момент, честно скажу, есть большая проблема, и она заключается в ручном управлении. Все время, которое существует Мэджик Фото, потом Magic Production и сейчас все, что касается мэджика), конечно, есть определенные проблемы, и они заключаются именно в ручном управлении. Потому что все процессы проходят через одного человека, через меня. При этом я совершенно спокойно могу процесс доверить тому или иному человеку и на самом деле у нас очень ответственные именно творческие единицы. Я могу положиться, что меня просто банально не нагреют.

Я им больше чем себе доверяю. Каждому с кем работаю. Я могу ошибиться, а они точно все перепроверят и принесут точную информацию. Конечно, если не принесут, то они получать тааак, что огого. Но это будет уже чисто на эмоциях: я на тебя рассчитывал, а ты вот так. Но это детали, на самом деле. Семейные ссоры такие. Суть не в этом. Огромная проблема ручного управления. Огромная. Мы на данный момент, с помощью нашего коммерческого директора, все это сейчас структурируем. Все процессы заводим в AmoCRM и запускаем через него. Я имею в виду рекламные процессы. Потому что кино в ручном режиме не построить и мы там сразу начали делать по-другому.

А в рекламе вся первичная коммуникация происходит через меня. Это как хорошо с одной стороны, также и плохо с другой. Но возможно из-за этого есть какая-то определенная четкость в процессах, потому что все во мне одном. Мы сейчас работаем над этим. Глобально мы над этим работаем. Потому что опять же Плешки у меня за плечами нет. И на бизнес-курсы я не ходил. Потому что банально на это никогда времени не было.


И ты сейчас человека нанял, который возьмет это на себя и будет все отстраивать
и делать вместе с тобой.

ВК: Причем этого человека я нанял не потому, что деньги появились. А потому, что я понимаю, что, блин, надо, все, капец. Мы сейчас реально нанимаем новых ребят, которые просто с огнем в глазах. Но важный момент, кстати. Когда мы берем людей, мы им говорим, что тебя никто не заставляет сидеть в офисе. Тебя никто не заставляет ходить в костюме, или что-нибудь в этом роде. Тебя никто не заставляет работать с 10 до 7. Но твоя обязанность быть глобально доступным для работы 24/7. Ты сам формируешь свои взаимоотношения с теми, с кем работаешь. Я могу что-то подсказать, скоординировать, но в любом случае человек сам формирует для себя то, как он видит рабочий процесс. Это не технология, повторюсь. Это просто, как мне кажется, обычные социальные принципы построения ячейки общества. Потому что рабочий коллектив - это самая ключевая ячейка общества, не семья в основе всего.
Опять я к этому возвращаюсь и прошу прощения, но для меня это реально важно. Не семья ключевая ячейка современного общества, а именно рабочий коллектив. Я в этом совершенно точно уверен. И если когда-нибудь я доберусь до того, чтобы написать какой-нибудь труд или еще что-то в этом роде, он будет об этом.
О профориентации и об этом.
Володя, ты говоришь, что вы растите у себя людей. Расскажи немного про технологию. Как и что происходит?

ВК: Блин, никакой технологии нет. Происходит все таким образом. Человек приходит не просто заработать денег. Это очень-очень важный аспект. Он приходит потому, что ему нужна работа и какие-то деньги (это, конечно, тоже фактор важный). Но, в первую очередь, человек хочет именно в этом направлении работать. И я лично помещаю человека куда-то и даю ему объем работ. Он начинает заниматься тем-то и тем-то. Потом уровень моего контроля снижается, снижается, снижается. И просто если нужен совет - приходи. Аналогично каждый человек из нашей команды открыт к тому, чтобы дать совет по своей какой-то части. Сейчас у нас складывается костяк - есть зоны ответственности, на которые есть лидер.

Первичное общение с клиентами и продажи - это моя зона ответственности исключительно. Но, возможно, что-то изменится со временем. Просто я смотрю сколько стоят директора по развитию, и так далее. И я пока не придумал, как такого человека можно вырастить. Фишка в том, что мне с одной стороны человек нужен чисто в бизнесе. А с другой стороны, я понимаю, что если человек чисто в бизнесе и соответствует необходимым для менеджера по продажам компетенциям, назовем это так, то он должен быть такой ловкач в каком-то смысле. Мне не нужно было в какие-то моменты сильно ловчить для того, чтобы получить тот или иной заказ. Потому что клиенты приходят, у них есть задача и есть такой-то бюджет, либо им этот бюджет надо подсчитать. Не было такого, чтобы выцарапывать что-то приходилось.

Наш маркетинг - мы понимаем, что человеку нужно нечто определенное сделать, но бюджет в разы дороже, и мы просто берем и делаем за 200 000 то, что стоит 1 000 000, грубо говоря. И он приходит потом не один раз, и все круто.
И такие решения может принимать только собственник.
У меня классные творческие ребята. Есть ребята, которые классно контактируют с творческими людьми - это наши исполнительные продюсеры, наши креативные продюсеры, наши аккаунт продюсеры. То есть люди, которые могут клево общаться и с клиентом, и с командой творческих людей, которые участвуют в проекте. Но классных продажников пока нет, они ищут места пожирнее, наверное. У них соответствующие оклады. Это люди исходно о деньгах. Это моё мнение. Я не ковырялся сильно в этом направлении, но на данный момент так. А дальше посмотрим что там будет.


Я думаю, что когда ваш коммерческий директор Тарас отстроит все процессы, то много вопросов у тебя уйдут. Сразу будет понятно, кому и в какой части что передать и как все построить.

ВК: Это прикольно. Одно дело, когда у нас все в табличках эксельных было, а сейчас я вижу в "амке" (amoCRM) какие этапы проходит заказ, воронку продаж. Это прямо интересно! Тарас вообще ничего не понимает ни в рекламе, ни в кино, то есть он вообще о другом. И в этом фишка. Когда я ему объясняю какие-то вещи, то я сам для себя начинаю понимать.


Ты говорил, что у тебя есть ощущение, что слишком многое руками делаешь в рекламе. Хотя по моему опыту взаимодействия с Magic Production, мне кажется,
что ты максимально делегируешь. И что у тебя все не на ручном управлении. И при этом ты говоришь, что в кино вы вообще сделали все по-другому. Расскажи что это значит?

ВК:
Во-первых, я полностью дистанцировался от принятия решений единолично. Я ни одно решение не принимаю сам. Только командные решения. Более того, когда команда с моим решением не согласна, ну значит я не прав. И все. И это такой ключевой момент.
Раньше я говорил что делать. А сейчас не я говорю
что делать. Со мной просто подтверждаются. И то, человек подтверждается только тогда, когда ему глобально деньги нужны. Когда он может делать без денег что-то, и он не рискует глобально деньгами, то здесь решение он принимает сам.
Важно именно таким образом строить. В любом случае это личности должны все делать. Невозможно ничего сделать, если личность одного только человека присутствует. Мой текущий партнер, Андрюша Карытко и режиссер фильма "Ярды", когда приехал в Москву, все делал сам: снимал сам, монтировал сам, писал сам, то есть все вообще сам. А мы с ним вместе пришли к тому, что как и режиссер ничего в одиночку сделать не может, так и продюсер. И надо просто искать тех людей, которым ты реально доверяешь. Ценных людей.


Ты говорил о том, что традиционно относят к функциям руководителя: организацию, продажи, и пр. Что касается организации - у тебя есть Тарас, с которым вы сейчас всё отстроите. Что касается продаж - ты раздумываешь над тем, как организовать процесс, чтобы он без твоего непосредственного участия фурычил. А расскажи, чем тебе самому хочется заниматься? Какую свою роль ты видишь, как владельца этого бизнеса, и чего тебе хочется? Куда ты сам идёшь?

ВК: Я хочу, чтобы ровно всё, что сейчас затеяно, развивалось. И все, если честно.

В текущий момент, например, мы взяли и реализуем два очень больших рекламных проекта. Параллельно. Так получилось, и это прикольно, на самом деле. Потому что некоторое время мы не участвовали в тендерах и не брали большие проекты. Но мне очень понравился подход агентств, которые к нам обратились. И личности тех аккаунт-продюсеров, которые со стороны агентства. И сами по себе проекты прикольные. И мы взяли их, и работаем практически без маржи, просто для того, чтобы сделать два новых очень классных кейса. И также хочется развиваться. В любом случае мы не будем себя ограничивать. Пускай все туда идет. Это не проблема, а клёво и здорово. То же самое и в кино. Следующий фильм будет дороже. Все, что сейчас заложено, оно должно расти.

Я ничего не хочу кардинально менять. Я просто хочу расти. И все. Но, безусловно, расти качественно. И это не значит, что я хочу хвататься за любую рекламу, или взять под себя абсолютно всю рекламу. Хочется, чтобы можно было выбирать проекты в рекламе, которыми ты и команда хотите заниматься. Хочется реализовать те проекты в кино, которые хочется делать. Мы не гонимся за конъюнктурой. Хочется двигаться в этом направлении. Мне не хочется открывать никаких стартапов дополнительно. Возможно, хочется сделать что-то масштабнее в сфере контента.
По-моему, всем, кто занимается кино и визуалкой, раньше хотелось Оскара получить и кассу большую делать, сейчас всем хочется Netflix построить.
Netflix - да, это тот вариант к которому хотелось бы прийти. Но если это все останется на уровне Студии, которая сможет просто делать классную рекламу и классные фильмы, то это будет очень круто.

Из минимальных задач - это уйти от кассового разрыва, который есть сейчас и образовался в основном из-за кино, конечно. Этот кассовый разрыв очень-очень большой для нас. Для большой кинокомпании - это один съемочный день, а для большой рекламной компании - это 1-2 ролика. Но для нас это ощутимо и есть большие кредитные обязательства. И первая краткосрочная перспектива - это нашими действиями стабилизировать финансовую сторону бизнеса. Чтобы не было никаких проблем и вопросов в данном направлении и чтобы у нас были развязаны руки. Чтобы не приходилось ежедневно решать как где-то перекрыться, из какого проекта взять и в другой переложить, и с кем бы договориться об отсрочке платежа. Сейчас это достаточно большая проблема, но, повторюсь, прогресс есть, он очевиден, мы не стоим на месте и все движется, проекты есть, и команда есть.

И еще очень важный момент, чтобы эта команда не разбежалась, чтобы мы также продолжали. Потому что сейчас мы молодые. Со временем будем становиться старше. И у нас будут расти амбиции. Вместе в этим будет расти необходимость собственного материального обеспечения. И важно, чтобы мы могли также расти и в материальном плане, то есть обеспечивать нас всех в этом плане.

Вот что важно. Именно под этим я предполагаю какое-то стабильное развитие. Это избавление от кредитной нагрузки, от кассового разрыва, и повышение заработных плат и бонусов в рамках нашей команды. Потому что совершенно тупиковая история брать молодежь и на низких бюджетах и кураже что-то отрабатывать. Мне не очень нравятся истории, когда большие дядьки-старики берут молодежь и "Ну давайте, ребят, зажжем!" Мне это очень не нравится. И, конечно, абсолютно точно мы не об этом. И мне реально тяжело, когда у меня нет возможности поднять зарплату или сделать какое-то поощрение. Единственное почему меня не гложет совесть в данном случае, потому что я сейчас сам не особо много зарабатываю. И реально бывают до сих пор
те месяцы, когда самый высокооплачиваемый сотрудник Студии получает больше, чем я. Как-то так.


Уверена, что вы выплывите. Даже тот факт, что у тебя появился человек, который все структурирует. Прежде всего финансовые потоки. Уверена, так скажется на сокращении кассового разрыва, что ты себе и представить не можешь. И уж не говоря о том, что вы делаете, как вы это делаете, о твоих предпринимательских талантах. Уверена, что за 19-ый год у вас всё это растает и превратится во что-то очень осязаемое.

ВК: Пока Тарас сильно очень напрягается, потому что кино только забирает деньги. Грубо говоря, у нас от рекламы приходят деньги или новый заказ, какой-то жирный и с хорошей маржой, я ему говорю: "Мммм, рассчитаемся сейчас с тем-то, с тем-то, с тем-то!". А он: "Володя, иди нафиг. Продавай Ярды. Я уже не могу". Но я его уговариваю в результате:).


Последний вопрос. В чем сила Magic Production, Горизонта Событий - твоей группы компаний?

ВК: Тяжело на этот вопрос ответить. Мы, когда обсуждаем между собой все это дело,
то понимаем, что нам просто хочется честно делать.
Нам интересно то, что мы делаем.
Очень сильно интересно.
Вот так. Но я не могу на этот вопрос ответить.


Да ты уже на него ответил. И очень круто ответил и очень вдохновляюще. Я твой фанат, команды твоей фанат. У тебя невероятные ребята.

ВК: Спасибо большое.


Я уверена, что все преодолеете. Слушай, ты на втором курсе института все это затеял. И сегодня у тебя действительно уже группа компаний.

ВК: Ну это очень громко звучит. Но глобально, наверное, да.


Володя, спасибо тебе огромное за твоё время, за твою искренность, за весь твой рассказ. Это было очень интересно, здоров и вдохновляюще!

ВК: Спасибо большое. Я обязательно еще раз приду.

Понравился подкаст? Поделитесь с друзьями:

Слушайте/читайте все подкасты/расшифровки:

Возможно вам будут интересны наши проекты: