И то же самое, на самом деле, с тасками [
задачами в списке дел]. Очень часто и на себе вижу, что я могу что-то делать, то есть загрузить 200 тасков в notes, и такой думаешь: "О, сколько я всего сделал! Но для чего вообще?"
Это точно. И потом только расстроиться, да?
МВ: Да-да. То есть это вообще любопытный момент, связанный с деятельностью, что можно очень много вроде как дел иметь и проектов, но выхлопа не очень много. А можно легко и вообще не запариваясь, путешествуя, левой ногой / правой ногой, стоя на сёрфе, запускать в очень небольшое время делания самих задач крутые штуки. На мой взгляд, крутые проекты, это всё-так не про какое-то страдание безумное, когда с утра до ночи ты сидишь голодный и запускаешь.
И никого не отпускаешь вокруг себя, все сидят и разделяют с тобой.
МВ: Да-да :)
Расскажи, что ты пережил, путешествуя по Западной Сахаре? Как личность, как предприниматель? Был фантастический инсайт про команду. А что ещё было?
МВ: По Западной Сахаре - очень контрастная страна. Она мусульманская с одной стороны. С другой стороны, там есть европейское влияние. В Танжере, в котором "Выживут только любовники" Джармуш снимал. В Западной самой Сахаре. Там какие-то прям оазисы с кайтсёрфингом, с кайтсёрферами. Мы покатались на кайте немножко. А потом уедешь в какой-нибудь город Семара, который 500 лет не менялся. Как 500 лет назад застрял, так он абсолютно остаётся. Главная загадка была, что там делают люди? Я вот вообще не понимаю. Ладно, иногда в принципе возникает вопрос и в других городах, и в России, и много где: "Люди, куда вы едете? Что вы делаете?" А там просто все сидят, на велике катаются. То есть город он живёт ничем, он застрял во времени. И вот это очень странно. При этом люди супер-доброжелательные. У нас тачка заглохла, естественно, в пустыне, закончился бензин. Просто проезжавшая мимо первая тачка остановилась, нас заправили, не взяли денег, сказали: "Мы хотим, чтобы у вас осталось хорошее впечатление от Западной Сахары". То есть супер-доброжелательство такое. Люди выстраивают горизонтальные отношения из-за того, что, видимо, вертикальные не очень работают в какой-то степени, какой-то саппорт [
поддержка] от государства не особо есть, и это единственный шанс. Это они сами говорили, мы с ними разговорились. Такая горизонтальная история. Поговорили с предпринимателем, у которого был бизнес в Америке, но он родился в Западной Сахаре.
Прикольно.
МВ: Это было вообще, конечно. Мы захотели покататься на кайте и сначала такие: "Да мы же смелые, мы бесстрашные, дайте нам кайт, мы сами научимся". Чувак такой флегматичный говорит: "Да-да, держите кайт, идите катайтесь". Мы такие: "Аааа, ничего не собирается!" Он сидит на стуле такой, смотрит на нас: "Ахаха, молодцы, ну что, как получается?" И в итоге просто поплавали в этих гидрокостюмах, посидели с ним в палатке, поговорили. Он рассказал свою историю. Он - сахарави, это коренное население Западной Сахары. Сейчас там Марокко доминирует, захватило лет 40 назад Западную Сахару. А вообще там коренное население - это сахарави. Он жил 30 почти лет в Америке. С тачками у него был бизнес. А потом переехал и просто сейчас чилит в палаточке на берегу.
На Родине.
МВ: Да-да. Такой спокойный. Ничего не надо. Видимо, эффект пустыни. Что люди становятся супер-флегматичными.
И ещё последняя мысль. Про Сахару. Потом ещё можем поговорить. Очень меня вдохновил дико музей Ив Сен-Лорана. Мой новый герой. Я так про него мало знал. Его дом там. Он родился недалеко от Марокко. Он на самом деле оттуда родом. Потом просто семья обратно вернулась в Париж. Ну там же это всё французские колонии, испанские. Поэтому там связи сильные. И у него музей совсем недавно открылся. Его дом, где он жил со своим возлюбленным Пьером, с которым они 50 лет прожили. Безумной крутизны чувак. Ив Сен-Лоран. Супер-живой какой-то. Боже мой, какой же он крутой! Он же высокую моду начал создавать для людей не супер-богатых. Доступной начал делать. И для улиц, как раз для бастующих тогда. Женщин, студентов, 68 год, вот это вот всё. И супер-живенький Сен-Лоран вот как-то мне очень по душе пришёлся. Ну и вот эти все марокканские мотивы. Очень воодушевляет.
А чем-чем воодушевляет, расскажи? Чем он так тебя затронул? Что он в тебе затронул?
МВ: Тем, что это какое-то пересечение живости, дикой энергии жизни, необузданной какой-то, и искусства. То, что он первый сделал Мондриана [
нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи (с) Википедия]. Он говорил, что листал книжку Мондриана и там вот эти геометрические линии. И он думает: "О, это будет очень круто смотреться в платье на женщине". И просто зафигачил это платье.
Фильмов я про него несколько смотрел. Супер-рекомендую. Про такой вот контраст. Он всё такой супер-мега богемнейший образ жизни. И это не мешало ему абсолютно создавать свои произведения искусства, а не просто высокой моды.
Значит, энергия какая-то, да?
МВ: Да, это не какая-то там абстракция, как многие другие сделали. Вот давайте сделаем красиво или путешествия на Луну, или ещё что-то. У Ива что-то про жизнь.
Мощное такое?
МВ: Да-да.
Прикольно. Я прям почитаю про него, посмотрю тоже всякое. Никогда не думала. Мне тоже он казался таким рафинированным, богемным. Что-то такое: красивые женщины, красивые мужчины.
МВ: Прикольная история на тему денег. Про бизнес мы же записываем. Любопытно про это поговорить, что у него, как и у многих на самом деле, какой-то страх денег такой. Он про это говорил: "Я не занимаюсь деньгами. Я вообще не хочу к ним прикасаться. Деньгами занимается мой возлюбленный Пьер, он всё разрулит". У него спрашивают:
- А что вы будете делать, если у вас лампочка переговорит?
- Ну, Пьер поменяет лампочку.
- А что, если он придёт вечером?
- Ну я посижу до вечера в темноте, подумаю, вечером придёт Пьер и поменяет лампочку. Всё про дела - это Пьер, я занимаюсь творчеством.
А как ты в себе сочетаешь это творческое начало и предпринимательское? Кто в тебе побеждает и как ты их уживаешь, художника и предпринимателя в себе?
МВ: Ну мне не приходится надеяться на появление такого Пьера. Не повезло. Конечно, это очень удобно, наверное.
Внутреннего Пьера?
МВ: Да-да, полагаться приходиться на внутреннего Пьера. Ну и вообще, на мой взгляд, у нас в культуре есть некая как будто бы дилемма выбора - сейчас, может, меньше, но в Советское время точно - интеллигенция vs предприниматели. Творчество vs…
Торгаши.
МВ: Да. Именно. Купи-продай, вот это всё. Это полный, конечно, абсурд, бред. Но тем ни менее, 70 лет обучалась нейросеть массово, что есть такое разделение. А наоборот, по-моему, кайфово, когда это всё сочетается. Одно другому вообще не противоречит, скорее наоборот дополняет. Поэтому, да, любопытно, конечно, внутреннего Пьера в себе вскрывать.
Я так понимаю из твоей философии, что это всё энергии? Не то что "Пьер" он такой правильный, собранный, всё считает. А "Художник" он такой весь из себя. А они оба - это разная какая-то энергия?
МВ: Да, внутренняя тусовка.
Расскажи, а какое самое важное, для тебя лично, внутри воспоминание на твоём профессиональном пути?
МВ: У меня, наверное, такое одно из самых ярких воспоминаний, запомнившихся, такое, что вспоминается [
сразу]. Я помню, что когда пришёл работать в компанию, которая была перед
Trinity, про мобильную разработку, у меня была задача сделать pdf-читалку. Тогда ещё были iPad первые самые, толстые, огромные iPad. И pdf-ки не читались, потому что они достаточно большие. И у меня где-то был месяц. Такого давление не было из серии, что: "Миш, сделай, если не сделаешь, то всё, капец, но просто через месяц-полтора нам нужно запуститься". А я тогда был только начинающий разработчик. Я помню это чувство, что я там по 16-18 иногда по 20 часов фигачил, и просто мозг такой же ночью решал эту задачу. Абсолютная такая творческая наркомания, когда ты вообще отключаешься от происходящего. И я выходил как-то - это было лето как раз - и у меня получилось в итоге это сделать. Я вышел часов в 6 утра из офиса, и совершенно изменённое состояние сознания такое: "Вау, всё получилось! Заработало!" Я прям держу это, заработало. То есть первый такой запущенный проект полноценный. Это было супер-сильное впечатление. Наверное, это повлияло. Своя компания, естественно, повлияла. Когда уже начало полностью получатся, происходить. Офис первый тоже помню. Какие-то первые вещи запоминаются хорошо, глубоко.
Преодоление, да? Смог. Дерзнул и смог. А вдохновляют тебя трудности?
МВ: Да, безусловно. То есть трудности, которые в кайф опять же.