Tilda Publishing
наша работа - помогать вам управлять бизнесом
Подкаст "Механики бизнеса" #6
#6
Управление студией мобильной разработки - Trinity Digital
Бизнес / проект / компания - продолжение личности и переживаний предпринимателя, его мироощущения и угла зрения.

Проекты и бизнесы Михаила Вайсмана впечатляют и вдохновляют, как и он сам. Михаил создаёт продукты вокруг нейросети, иммерсивного опыта, цифрового маркетинга и мобильной разработки.

В подкасте Михаил рассказывает о том, что будет, если не выходить на связь с командой неделю, о бизнесах с партнёрами и без, о том, как всё успеть и можно ли.

А также про:
  • пересечение жизни и искусства,
  • вызовы как мотивацию сотрудников,
  • страх успеха,
  • отсутствие драмы,
  • офисные локации и трансформацию карты города,
  • секрет лидера,
  • окно возможностей,
  • момент, когда хочется всё бросить,
  • бизнес, который не получился,
  • работу в долгую,
  • Марокко и Дягилевские сезоны 2.0 в Париже,
  • энергию человеческих отношений.
Или читайте расшифровку:

В эфире Механики бизнеса - подкаст проекта SoloPreneurLAB. Меня зовут Аня и я один из механиков.

Наш подкаст об управлении малым бизнесом. А наши гости - основатели классных проектов - делятся своими опытом, находками и философией.

Гость сегодня - предприниматель Михаил Вайсман.

Окончив кафедру Вычислительной математики и кибернетики МГУ, он работал техлидом в студии мобильной разработки. Но у Михаила было своё видение мобильного продукта, и в 2013 он создаёт собственную студию. Trinity Digital. Фокус которой - UX-дизайн и программное обеспечение мобильных устройств. Для E-commerce [приложения и прочая инфраструктура для управления процессами внутри компании. Например, приложение для обучений сотрудников у Nespresso, или программное обеспечение для открытия, ведения и закрытия смен в бутиках у тех же Nespresso] и Enterprise [мобильные приложения для продажи прямым пользователям, то есть, например, заказ еды из Азбуки Вкуса, или покупка рецептов в приложении Юлии Высоцкой]. Среди клиентов студии: Nespresso, Азбука вкуса, Chop-Chop, Юлия Высоцкая и многие другие.

А в начале этого года Михаил вместе с Павлом Воропаевым основал маркетинговое агентство VOVA и уже сделал инстаграм-маски для Пушкинского музея, телеканала Пятница, новостного портала MASH, Электротеатра Станиславский.

Сейчас Михаил запускает ещё один бизнес - проект LOOK. В рамках которого нейросеть и стилист подбирают индивидуальный стиль и присылают коробку с вещами. Клиент оставляет то, что ему понравилось, а то, что не понравилось, отправляет обратно. Так нейросеть обучается. И в следующий раз присылает что-то, что будет подходить уже намного больше.

Одновременно Миша активно и не банально живёт жизнь:

  • много путешествует и недавно вернулся из Западной Сахары,
  • увлекается театром и в этом году был даже на DAU [иммерсивный спектакль - фильм, который зритель смотрит, находясь в обстановке своего рода рейва, проходящего в пространствах здания театра] в Париже,
  • ходит на бокс,
  • закончил кулинарную школу Аркадия Новикова,
  • ведёт насыщенную богемную жизнь.
Миша, в ЧЁМ твой секрет? КАК это ВСЁ возможно? Где ты берёшь энергию и время?

МВ: Чёртова магия! Из всего, что ты перечислила, как раз и берётся. То есть это же так и работает. Чем больше ты запускаешь: "О, и ещё это и это запущу!". И, если это нечто успешное, то тем более как свежая кровь: "О, классно, ещё проекты, ещё пять". Это как с управлением командами, бизнесом, всем вообще. Посмотреть людей, у которых десятки бизнесов и огромные доходы. Аркадий Абрамович, прочие ребята, блин, у них столько же движа. Это вообще невообразимо, казалось бы, для одного человека. То же самое и тут. Когда запускаешь один бизнес, думаешь: "Боже мой, как же-как же справиться?" А потом как-то второй, третий, четвёртый, пятый запускаются. И хочется ещё и ещё.


А как ты приоритеты расставляешь? Когда вот это всё хочется, и тут, и тут, и тут. Как ты это делишь?

МВ: Безусловно, есть некое планирование. Без этого вообще никуда. Но я всё-таки сторонник подхода энергетического. Тебе нравится что-то, тебя это драйвит. И тут уже даже ты не думаешь: "Так, надо сегодня это что-то сделать, обязательно не забыть сделать таски [задачи] из таск-менеджера". Нет, ты думаешь: "Так, что сделать ещё, чтобы детище твоё пошло, запустилось, ещё какие-то новые проекты появились?" Ну и просто какие-то моменты, когда ты понимаешь, что какому-то из проектов нужно больше внимания, то переключаешься и уделяешь внимание. А так вообще я не делю время на будни, на выходные абсолютно. Я не люблю слово работа. Оно про какую-то обязаловку. Мне больше нравится говорить, что я запускаю проекты. И выходные / будни это вообще не важно. К вопросу про энергию - я лично намного больше могу отдохнуть, поделав какие-то штуки по проекту, и чувствовать себя прекрасно и изумительно и на следующий день заниматься другими проектами с ещё большей силой.


Пока не могу себе представить, как же это де-факто реализовывать. Это какой-то поток, ты в каком-то потоке находишься и лавируешь как-то совершенно волшебно.

МВ: Да, в этом смысле на самом деле был очень интересный опыт уехать в Западную Сахару. Потому что я уже очень давно не уезжал прямо надолго. То есть я уезжал куда-то поработать из Барселоны, а-ля переключиться, переключить местность. Но всё равно продолжал вести переговоры, никуда не отключался от команды. А в Западной Сахаре и так связь фиговая, а ещё у Теле2 нет с ними договора и там просто ничего не ловит. Я, действительно, выпал полностью и это очень странный опыт. Хотя ладно там кусок майских захватился. Но я уехал всё-таки на больше, чем неделю, исчез. И я немножко переживал. Думал: "Ааааа, что будет с проектами???"
Ну куча всего и как это без меня будет жить? На самом деле - прекрасно! :) То есть вот так вот отключиться на 2-3 недели вообще замечательно.
Где-то мои бизнес-партнёры что-то на себя взяли, сотрудники, какие-то проекты сами по себе начали жить, что-то в них там происходит. Возвращаешься, смотришь на всё это и супер любопытно было так отрубиться прям вообще совсем, так чтобы несколько дней не выходить на связь.


Перезагрузка такая полная, да?

МВ: Да-да.
Полная перезагрузка и как раз лучше понимаешь взаимосвязи, где ты влияешь, где, знаешь, какая-то наоборот суета.
Вообще это на самом деле супер любопытный вопрос. Про какое-то управление проектом, управление временем. Очень понравилось - недавно Вадик Мармеладов выступал в Яндексе (он сделал такой проект Lapka, который сейчас уже подзабылся, его купили Airbnb, и сейчас у него [Вадима Мармеладова] свой проект про одежду, про коробку с одеждой), и он рассказывал про то, как он работал с Канье Уэстом в рамках Yeezy. Канье Уэст к нему приходил и говорил: "Чувак, давай, сделай мне самокат будущего за 15 минут". И Вадик говорил: "Как за 15 минут? Блин, это работа долгая".
А Канье Уэст ему говорит: "Да нет, понимаешь, если ты будешь делать это долго, ты начнёшь прокрастинировать, ты начнёшь какое-то своё творчество вкладывать. А мне интересно творчество Вселенной и то, что сейчас быстро выплеснется".
И то же самое, на самом деле, с тасками [задачами в списке дел]. Очень часто и на себе вижу, что я могу что-то делать, то есть загрузить 200 тасков в notes, и такой думаешь: "О, сколько я всего сделал! Но для чего вообще?"


Это точно. И потом только расстроиться, да?

МВ
: Да-да. То есть это вообще любопытный момент, связанный с деятельностью, что можно очень много вроде как дел иметь и проектов, но выхлопа не очень много. А можно легко и вообще не запариваясь, путешествуя, левой ногой / правой ногой, стоя на сёрфе, запускать в очень небольшое время делания самих задач крутые штуки. На мой взгляд, крутые проекты, это всё-так не про какое-то страдание безумное, когда с утра до ночи ты сидишь голодный и запускаешь.


И никого не отпускаешь вокруг себя, все сидят и разделяют с тобой.

МВ
: Да-да :)


Расскажи, что ты пережил, путешествуя по Западной Сахаре? Как личность, как предприниматель? Был фантастический инсайт про команду. А что ещё было?

МВ
: По Западной Сахаре - очень контрастная страна. Она мусульманская с одной стороны. С другой стороны, там есть европейское влияние. В Танжере, в котором "Выживут только любовники" Джармуш снимал. В Западной самой Сахаре. Там какие-то прям оазисы с кайтсёрфингом, с кайтсёрферами. Мы покатались на кайте немножко. А потом уедешь в какой-нибудь город Семара, который 500 лет не менялся. Как 500 лет назад застрял, так он абсолютно остаётся. Главная загадка была, что там делают люди? Я вот вообще не понимаю. Ладно, иногда в принципе возникает вопрос и в других городах, и в России, и много где: "Люди, куда вы едете? Что вы делаете?" А там просто все сидят, на велике катаются. То есть город он живёт ничем, он застрял во времени. И вот это очень странно. При этом люди супер-доброжелательные. У нас тачка заглохла, естественно, в пустыне, закончился бензин. Просто проезжавшая мимо первая тачка остановилась, нас заправили, не взяли денег, сказали: "Мы хотим, чтобы у вас осталось хорошее впечатление от Западной Сахары". То есть супер-доброжелательство такое. Люди выстраивают горизонтальные отношения из-за того, что, видимо, вертикальные не очень работают в какой-то степени, какой-то саппорт [поддержка] от государства не особо есть, и это единственный шанс. Это они сами говорили, мы с ними разговорились. Такая горизонтальная история. Поговорили с предпринимателем, у которого был бизнес в Америке, но он родился в Западной Сахаре.


Прикольно.

МВ
: Это было вообще, конечно. Мы захотели покататься на кайте и сначала такие: "Да мы же смелые, мы бесстрашные, дайте нам кайт, мы сами научимся". Чувак такой флегматичный говорит: "Да-да, держите кайт, идите катайтесь". Мы такие: "Аааа, ничего не собирается!" Он сидит на стуле такой, смотрит на нас: "Ахаха, молодцы, ну что, как получается?" И в итоге просто поплавали в этих гидрокостюмах, посидели с ним в палатке, поговорили. Он рассказал свою историю. Он - сахарави, это коренное население Западной Сахары. Сейчас там Марокко доминирует, захватило лет 40 назад Западную Сахару. А вообще там коренное население - это сахарави. Он жил 30 почти лет в Америке. С тачками у него был бизнес. А потом переехал и просто сейчас чилит в палаточке на берегу.


На Родине.

МВ
: Да-да. Такой спокойный. Ничего не надо. Видимо, эффект пустыни. Что люди становятся супер-флегматичными.

И ещё последняя мысль. Про Сахару. Потом ещё можем поговорить. Очень меня вдохновил дико музей Ив Сен-Лорана. Мой новый герой. Я так про него мало знал. Его дом там. Он родился недалеко от Марокко. Он на самом деле оттуда родом. Потом просто семья обратно вернулась в Париж. Ну там же это всё французские колонии, испанские. Поэтому там связи сильные. И у него музей совсем недавно открылся. Его дом, где он жил со своим возлюбленным Пьером, с которым они 50 лет прожили. Безумной крутизны чувак. Ив Сен-Лоран. Супер-живой какой-то. Боже мой, какой же он крутой! Он же высокую моду начал создавать для людей не супер-богатых. Доступной начал делать. И для улиц, как раз для бастующих тогда. Женщин, студентов, 68 год, вот это вот всё. И супер-живенький Сен-Лоран вот как-то мне очень по душе пришёлся. Ну и вот эти все марокканские мотивы. Очень воодушевляет.


А чем-чем воодушевляет, расскажи? Чем он так тебя затронул? Что он в тебе затронул?

МВ
: Тем, что это какое-то пересечение живости, дикой энергии жизни, необузданной какой-то, и искусства. То, что он первый сделал Мондриана [нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи (с) Википедия]. Он говорил, что листал книжку Мондриана и там вот эти геометрические линии. И он думает: "О, это будет очень круто смотреться в платье на женщине". И просто зафигачил это платье.

Фильмов я про него несколько смотрел. Супер-рекомендую. Про такой вот контраст. Он всё такой супер-мега богемнейший образ жизни. И это не мешало ему абсолютно создавать свои произведения искусства, а не просто высокой моды.


Значит, энергия какая-то, да?

МВ
: Да, это не какая-то там абстракция, как многие другие сделали. Вот давайте сделаем красиво или путешествия на Луну, или ещё что-то. У Ива что-то про жизнь.


Мощное такое?

МВ
: Да-да.


Прикольно. Я прям почитаю про него, посмотрю тоже всякое. Никогда не думала. Мне тоже он казался таким рафинированным, богемным. Что-то такое: красивые женщины, красивые мужчины.

МВ
: Прикольная история на тему денег. Про бизнес мы же записываем. Любопытно про это поговорить, что у него, как и у многих на самом деле, какой-то страх денег такой. Он про это говорил: "Я не занимаюсь деньгами. Я вообще не хочу к ним прикасаться. Деньгами занимается мой возлюбленный Пьер, он всё разрулит". У него спрашивают:

- А что вы будете делать, если у вас лампочка переговорит?
- Ну, Пьер поменяет лампочку.
- А что, если он придёт вечером?
- Ну я посижу до вечера в темноте, подумаю, вечером придёт Пьер и поменяет лампочку. Всё про дела - это Пьер, я занимаюсь творчеством.


А как ты в себе сочетаешь это творческое начало и предпринимательское? Кто в тебе побеждает и как ты их уживаешь, художника и предпринимателя в себе?

МВ
: Ну мне не приходится надеяться на появление такого Пьера. Не повезло. Конечно, это очень удобно, наверное.


Внутреннего Пьера?

МВ
: Да-да, полагаться приходиться на внутреннего Пьера. Ну и вообще, на мой взгляд, у нас в культуре есть некая как будто бы дилемма выбора - сейчас, может, меньше, но в Советское время точно - интеллигенция vs предприниматели. Творчество vs…


Торгаши.

МВ
: Да. Именно. Купи-продай, вот это всё. Это полный, конечно, абсурд, бред. Но тем ни менее, 70 лет обучалась нейросеть массово, что есть такое разделение. А наоборот, по-моему, кайфово, когда это всё сочетается. Одно другому вообще не противоречит, скорее наоборот дополняет. Поэтому, да, любопытно, конечно, внутреннего Пьера в себе вскрывать.


Я так понимаю из твоей философии, что это всё энергии? Не то что "Пьер" он такой правильный, собранный, всё считает. А "Художник" он такой весь из себя. А они оба - это разная какая-то энергия?

МВ
: Да, внутренняя тусовка.


Расскажи, а какое самое важное, для тебя лично, внутри воспоминание на твоём профессиональном пути?

МВ
: У меня, наверное, такое одно из самых ярких воспоминаний, запомнившихся, такое, что вспоминается [сразу]. Я помню, что когда пришёл работать в компанию, которая была перед Trinity, про мобильную разработку, у меня была задача сделать pdf-читалку. Тогда ещё были iPad первые самые, толстые, огромные iPad. И pdf-ки не читались, потому что они достаточно большие. И у меня где-то был месяц. Такого давление не было из серии, что: "Миш, сделай, если не сделаешь, то всё, капец, но просто через месяц-полтора нам нужно запуститься". А я тогда был только начинающий разработчик. Я помню это чувство, что я там по 16-18 иногда по 20 часов фигачил, и просто мозг такой же ночью решал эту задачу. Абсолютная такая творческая наркомания, когда ты вообще отключаешься от происходящего. И я выходил как-то - это было лето как раз - и у меня получилось в итоге это сделать. Я вышел часов в 6 утра из офиса, и совершенно изменённое состояние сознания такое: "Вау, всё получилось! Заработало!" Я прям держу это, заработало. То есть первый такой запущенный проект полноценный. Это было супер-сильное впечатление. Наверное, это повлияло. Своя компания, естественно, повлияла. Когда уже начало полностью получатся, происходить. Офис первый тоже помню. Какие-то первые вещи запоминаются хорошо, глубоко.


Преодоление, да? Смог. Дерзнул и смог. А вдохновляют тебя трудности?

МВ
: Да, безусловно. То есть трудности, которые в кайф опять же.
Я адский вообще противник драмы. Не считаю, что она хоть куда-то мотивирует.
Опять же к вопросу про Stay hungry [Stay hungry, stay foolish (оставайся голодным, оставайся безрассудным) - фраза из обращения Стива Джобса к выпускникам Стэнфорда 2005] - я уверен, что Джобс не имел в виду, что надо не есть и надо страдать и вот это всё. Чтобы разделить страдание, вот это болезненное всё, и другие трудности про жизнь. Тут очень важно. То есть страдания - это какая-то достоевщина, это всё наша культура, как будто бы можно что-то крутое сделать только, если ты пострадаешь немножко.


Не-не, я больше, знаешь, имела в виду, когда ты видишь вызов, и ты понимаешь, что это чертовски сложно, что вообще непонятно, как это делать...

МВ
: Да, вот это круто, вот это мне нравится. И это может быть вообще супер в кайф. Не через какую-то боль, типа: "А, не получается". А наоборот скорее как решение задачки какой-то. Опять же зависит, наверное, от сферы. Безусловно, если я за это берусь, это должно быть мне близко. Это как с бизнесами. У нас куча сейчас возможностей. Я могу сейчас запустить что угодно. Мы вчера обсуждали с моим сотрудником, приезжал из Петрозаводска, про какие-то экзотические бизнесы. Почему, например, никто не запускает бизнес глинолепки? Ещё что-то. Ещё что-то. А почему человек не все их сразу запускает? Казалось бы, вот трудности, преодолевай. Потому что они, видимо, не все драйвят. Тут должно загореться одновременно.


А сотрудникам своим даёшь задачки, которые прям сильно на вырост? То есть как тебе давали в своё время, когда ты взял и сделал.

МВ
: На самом деле, очень-очень разные люди. Я вообще как раз безумно люблю типаж такой открытый к приключениям, к вызовам, не закрывающийся в домик: " Я в домике". Но опять же люди разные. Люди меняются. И бывает такое, что ты понимаешь, что, наверное, сотруднику нужна чуть большая определённость, какой-то супер челендж [вызов] его не супер-драйвит.
Но самый кайфовый вариант, когда я вижу, что да, человеку ты даёшь больше и наоборот он начинает ещё больше делать.

И ты понимаешь, что я сейчас подключу к нему разработчика ещё одного, я могу подключить, мне не жалко, но я понимаю, что это по-сути у него челендж заберёт и это вообще никому ни в кайф будет.

Абсолютно точно какие-то моменты стоит челенджить вот так по-жёсткому.


Как ты строишь коммуникацию в команде? Ты их вообще посвящаешь в какие-то задачи своего бизнеса, свои цели/опасения и прочее? Или ты понимаешь, что им самим надо как-то это почувствовать, выстроить, между собой всё наладить? Какое ты нашёл решение?

МВ
: Ты знаешь, тут какого-то однозначного какого-то ответа нет, что я прям посвящаю полностью во всё-во всё. Наверное, скорее нет, потому что какие-то вещи ну просто сложно объяснить. Вот мы как раз недавно собирались, такой был а-ля слёт-сбор, потому что часть людей работает на постоянке, но удалённо, соответственно, они приехали в Москву. Мы сидели, обсуждали, и я понял, что какие-то вещи, их нет смысла со всеми обсуждать. Какие-то штуки понимает часть команды. Для другой части команды, действительно, нужна какая-то понятная плюс-минус определённость. То есть тут я за такой всё-таки подход, может быть не личный (прямо с каждым сотрудником выстраивать личные отношения), потому что тогда проблема возникает, что у тебя слишком много такого управления напрямую, микроменеджмента.

Я за создать такую атмосферу в команде, чтобы все было комфортно, удобно: удобно гореть иногда тоже, удобно существовать в этом челендже. Удобно в смысле того, что просто есть понятный какой-то набор задач; для кого-то это нужно. И сейчас всё-таки уже это всё более-менее само по себе существует. Я имею в виду как команда. То есть саморегулируется.
И людям, которым интересно узнать больше. Которые по-сути (все, на самом деле, в какой-то степени предприниматели, сотрудники, в том числе. От слова предпринимать просто, что-то делать.) чуть больше предприниматели, и им интересно чуть больше: что, какие цели у бизнеса, чего они вообще делают тут, что мы запускаем, какая их роль, коммуникация с клиентом больше/меньше интересна.
Очень сильно от лично зависит. Тут какого-то универсально, знаешь, ответа нет, что вот берёшь команду и делаешь так-то, так-то, так-то. Я как раз не очень сторонник каких-то прям фреймворков [наработки, шаблоны]. Да, круто использовать старый опыт, использовать фреймворки разработки, менеджмента, но один в один брать смысла никакого нет, потому что это просто описания того, как для других команд сработало, где другие люди работали, другие совершенно цели были, движ другой был, энергия другая.


Расскажи немного про Trinity, пожалуйста. Сколько времени потребовалось на раскачку и что позволило выстрелить?

МВ
: Ты знаешь, вот именно на раскачку потребовалось минимум вообще времени. Я помню, что мне предложили сделать проект друзья, прям сразу несколько проектов. Для одного табачного бренда мы делали приложение-игру. Ещё делали для Юлии Высоцкой Рецепты [мобильное приложение Рецепты Юлии Высоцкой]. Ещё что-то. И просто сразу всё сформировалось. Я думаю:
"Ну, пожалуй, да, мне интересно делать свой бизнес. Больше зона ответственности, больше возможностей. Кайфово. Хочется попробовать. Погнали".
И как-то сразу подвернулся и офис. Параллельно с этим команду я как-то быстренько в универе у себя нашёл. Разработчиков, дизайнеров. Это за несколько месяцев закрутилось. То есть сначала была раскачка в смысле того, что мы вели переговоры про эти проекты, а потом договорились и всё, сразу всё как-то запустилось. У меня в памяти такое по крайней мере ощущение. Все сразу побежали-побежали.


Ты VOVA [маркетинговое агентство] делаешь с партнёром? Понятно, что вы вместе горите, вы вместе бежите в одну сторону. Но тем ни менее бывают споры у всех партнёров. Как находите компромиссы, как договариваетесь?

МВ
: Ну вообще, как я это вижу, есть, безусловно, какая-то часть договорённостей, когда вы обсуждаете, как минимум, какие-то доли и всякое такое. Это понятно, это всё базово. Но самое интересное - это какой-то энергетический обмен здесь. И кайфово, когда получается выстроить. Когда ты понимаешь: "Так, я где-то вот здесь не успеваю, мне хочется больше отдать". То есть не то что: "А, ты слишком мало отдаёшь бизнесу". Так не работает. Скорее наоборот: "А, чёрт, кажется мне надо больше уделять времени, надо больше вливать сил. И здесь я смогу помочь, и здесь". То есть не высчитывая, сколько там, чего, кто больше. А скорее попробовать наваливать как можно больше сил, усилий, энергии. То есть у нас сейчас это всё супер-благополучно. Вопрос, скорее, в том, чтобы это всё дальше масштабировать и растить. То, о чём я говорил - я хочу как можно больше в эту штуку вкладывать.

Так получилось, что сейчас куча разных партнёрство сформировалось, на самом деле. Видимо, время такое пришло. Я всё как-то один делал. Были всё мысли кого-то второго привлечь, но как-то очень хорошо, комфортно было одному. Потому что все вокруг знакомые в основном вдвоём-втроём-вчетвером запускали. И вот буквально за этот год получается с Пашей [Павел Воропаев] мы запустили проект VOVA или VOVA. Кстати, по-поводу договорённостей есть смешная история. Ведь VOVA - это VOропаев VАйсман. И мы ржём на тему того, что у нас все споры сосредоточатся на том, как правильно произносить VOVA (ударение на Воропаев) или VOVA (ударение на Вайсман). Ну мне, конечно, больше нравится VOVA на французский манер.


Конечно, а как? :) Кто за VA отвечает? :) Ты, наверное, и предложил: "А, смотри какое необычное ударение? VOVA обычно, а VOVA - другое дело" :)

МВ
: Да! :)
Скажи, а что помогает тебе быстро реагировать на всё? Как ты быстро всё чувствуешь, всё запускаешь? Очевидно, что у тебя это всё на раз происходит. Как это возможно? Какой твой секрет? Как ты быстро какие-то продукты выводишь, принимаешь решения, работаешь на опережение? Как это получается?

МВ
: Я думаю, честно говоря, что это чистая магия. Окна возможностей открывающиеся. Видимо, этих окон уже достаточно дофига, и мы не все их видим. Просто в какой-то момент начинаешь понимать, что это, блин, казалось бы, чистая случайность какие-то очень большие проекты, которые появляются. Но чуть-чуть линия судьбы/жизни повернулась бы по другому, всё, нет, этого ничего бы не было. Но на самом деле это не совсем так. Просто что-то появляется постоянно, как звёзды, падающие, вспышки, чпок-чпок. Как в этой игре советской с волком и яйцами ловишь тут, тут.
Вопрос, на самом деле, тоже в том, сколько готов, наверное, человек всего этого переварить и к какому уровню крутости и счастья готов.
Потому что это тоже супер-парадоксальная вещь - нас в школе этому не учат вообще. На мой взгляд - это вопрос, который я проповедую:
мы боимся, на самом деле, ни каких-то несчастий или бедствий, или ещё что-то такое, или что бизнес накроется медным тазом, а боимся каких-то новых горизонтов и успеха.
То есть чего-то неизведанного. Потому что в каком-то несчастье были все. А вот: "А тебя 5 бизнесов? А запусти 10". Никогда не было. И причём у предыдущих поколений не было. И ты: "Фак, страшно же". Как это работает.


Это точно. А как ты справляешься? Или тебя не пугает?

МВ
: В какой-то степени, конечно. Ну по чуть-чуть, это можно увеличивать-увеличивать, небольшими шажками увеличивать дозу. Дозу счастья от количества бизнесов. И, видимо, какая-то степень везения здесь нужна.


А был уже момент, когда хочется всё бросить? И, если бы, то как выбирался?

МВ
: Был момент, когда немножко не хватало движа в Trinity. Вроде, всё идёт хорошо, были клёвые проекты, всё классно. Сотрудники кто-то долго работал, кто-то куда-то уходит. А я вот могу сейчас встать и выйти? Сказать: "Я уволился из Trinity". И как-то эти мысли. Это, наверное, неизбежно, когда, знаешь, несколько лет делаешь, и ты, конечно, основатель. Мои знакомые разработчики попробовали в одной компании 2 недели поработали, потом в другой - год. Я дико не люблю писать обязательства. Скорее дело не в обязательствах, а в том, что вроде как ресурс есть, компания есть, моя компания. Но это всё в итоге во что трансформировалось? В то, что начали запускаться вот эти партнёрские ещё параллельные бизнесы.


То есть драйвил себя новым?

МВ
: В какой-то степени привыкание, безусловно. Да, в какой-то степени достаёт одни и те же задачи решать год-2-3-4-5. И это в итоге задрайвило и само Trinity и всё остальное. Конечно, не могу сказать, что теперь всё, никогда, только вперёд, только всё замечательно и прекрасно. Но я бы сказал, что в моменты какие-то кризисные, когда становится грустно и ощущение, что, блин, не хватает нового, они могут быть очень даже позитивные. Рождение каких-то новых штук, проектов, бизнесов, направлений.


У тебя были моменты, когда ты терял интерес. И ты рассказывал про то, что люди меняют компании, и это естественный процесс. Когда-то может произойти, что твоя команда может существенно меняться. Каждые 5-10 лет это в общем-то может происходить. Что ты об этом думаешь, как ты к этому относишься?

МВ
: Я думаю, что это совершенно естественный процесс. Абсолютно естественный. С одной стороны я супер-люблю свою команду, старичков. Но я понимаю, что в конце-концов у нас не хиппи-коммуна какая-то, где мы собираемся и, не знаю, детей моем.


Или все тебе поклоняются :)

МВ
: Да, или все мне поклоняются :) Это что-то немножко другое. Мы вместе запускаем проекты. Один, третий запустили, четвёртый, пятый. Потом в какой-то момент людям может стать интересно пойти двигаться в какой-то другой команде. Это совершенно естественно. Но опять же первое время это очень болезненно переживалось. Уже привыкаешь к людям, уже эмоциональная привязка возникает. Сейчас, конечно, не могу сказать, что это как-то… конечно, переживаешь каждый раз, когда люди уходят. Но с другой стороны уже к этому как-то проще относишься. Понимаешь, что и людям кайфовее в какой-то момент где-то ещё поработать и команде тоже иногда лучше, когда люди обновляются. Не всегда. Но часто, да. Но это, конечно, не значит что мне вообще без разницы. Какое-то время точно не имеет смысла менять команду. Если человек уже несколько месяцев работает, я считаю, что уходить - это странно. Потому что он и сам не возьмёт ни от команды, ни от проекта ничего в итоге, и бизнес не возьмёт [от него]. Меньше года смысла нет. Если тебе что-то перестало заходить, тогда имеет смысл. А меньше года нет смысла работать в команде. Ну или мало по крайней мере. Ты только начинаешь отдавать полноценно только через месяцев 9, наверное. Когда ты уже осваиваешься, понимаешь, как чего работает. Уверенность появляется.


Ты производишь впечатление очень харизматичного лидера. Это нутро твоё? Или ты находил, фиксировался на каких-то моментах, как мотивировать людей, как их зажигать, как их заинтересовать, как им донести то, что ты хочешь? То есть такие тонкие моменты, которые не пропишешь и не прочитаешь, а можешь только сам найти какое-то своё решение. Как ты находил?

МВ
: Ты знаешь, наверное, своё собственное решение… очень всегда было по-разному на этапах кампании и жизни команды. По-разному всё это делалось. Где-то вначале, на заре мотивировали крутые проекты. Я как-то старался вообще отстраиваться от команды: "Вот, я лидер, это отдельно". Потом понял, что это, наверное, не очень работает. Как-то поменял стратегию. Поменял офис. Соседей. Много вообще чего поменялось. А потом были какие-то тимбилдинги. Но не такие, когда всем куда-то бежать. А что-то мы придумывали весёлое. Потом был 2017, год жесточайших попоек просто. Мы бухали просто постоянно. И это было как визитная карточка, знаешь. Были достаточно большие собеседования в несколько этапов, где одним из вопросов был любимый коктейль или что-то такое. Да-да.


Ну это самый лучший объединитель, никто лучше не придумала пока :)

МВ
: Да, это, действительно, работало. Вообще я понял, что за редким-редким исключением какие-то методы… Нет, безусловно большая часть моих мыслей и того, чем я соображаю - это всё равно взято из книг, это то, чего понахватался отовсюду. Но факт, если я беру какую-то методику и пробую её применить очень часто получается какая-то фигня просто. Я понимаю, что какие-то вещи мне не свойственны: "Так, ну ладно, мотивируем команду вот так-то условно, выстраиваем вот такие-то отношения". Но, блин, какая-то фигня получается. У кого-то так срабатывает, но вот у меня уже скорее что-то прошедшее через меня начинает действовать.


Ты в каком-то из выступлений говорил про то, что очень много Trinity переезжало, и у тебя уже целый чек-лист, как вообще людям говорить об этих изменениях бесконечных. Потому что людям хочется уже какого-то понимания, а тут опять ты приходишь, опять говоришь, что опять всё поменялось. И ещё самому не сойти бы с ума в этом во всём. Расскажи, какие находки у тебя?

МВ
: Вообще с офисами отдельная история. Я сейчас вообще очень горю этой темой про офисы. Поеду тоже на ProductCamp [конференция для экспертов в области продуктового менеджмента] выступать. Это тема супер-живая, поэтому мне супер-любопытно вспоминать все офисы, пересматривать фотки, вспоминать как мы переезжали.

История первого офиса. Мы когда приехали на самой заре Trinity в первый офис, там была масса смешных историй. Начиная с того, что у меня был рабочий кабинет на кухне. Это первая квартира жилого дома в красных домах была на метро Университет в Москве. И я там включал кондиционер. Я дико люблю холод. Особенно тогда, я просто не выносил жару, морозильник любил. У меня работал пиарщик тогда Серёжа, и он приходил и говорил: "А, чёртов морозильник!" Градусов 16 было на этой кухне. И я, да, занял стратегическое место у холодильника. Там уже костяк команды сформировался. До сих пор есть один человек, который с тех пор работает. Там год мы, наверное, были. Да, целый год проработали. Приходили люди новые. В какой-то момент мы перестали там умещаться. И дальше была череда переездов.

Я помню, что достаточно стихийно всё это делал. То есть я пришёл и сказал: "Ребята, мы переезжаем через 2 дня". Все: "А??? Что???"


Так, и ты что им в ответ?

МВ
: Соберите тогда то-то, то-то - Ну ладно, хорошо.
Когда есть призыв к действию, все сразу успокаиваются.
Ладно, всё-всё, мы заняты делом.


Прикольно, лайфхак, правда?

МВ
: Да. И мы перехали в офигительнейший совершенно особняк. На Старой Басманной. Это бывший дворец князя Куракина. Князь Куракин - это так называемый бриллиантовый князь, он туссил с царём, ходил весь в бриллиантах, устраивал безумнейшие вечеринки, рейвы - балы.


О да, энергия правильная :)

МВ
: Атланты на здании. И я сразу: "О, просто то, что нам надо". Но там был один ньюанс, что там было дико холодно. И на самом деле с точки зрения комфортности - не очень. Здание всё - да. Я помню, что к нам приходил кто-то из ребят, кто рейтингами занимается или чем-то таким. И он говорил, что никогда не был на таких переговорах - 10 метровые потолки какие-то, 300 метровые комнаты-переговорки. Что-то вообще очень странное :)

Но там [в этом офисе] все снова замёрзли, и мы решили переехать. Переехали в один из самых любимых - по крайней мере по команде - офисов на Бауманской. Там перестроенный завод. Офис очень классный, очень комфортный, очень уютный. Просто все: "А, афигеть как круто!" Сотрудница даже одна ушла из атлантов [предыдущий офис], но вернулась в офис на Бауманскую.

На самом деле, чего я сейчас вспоминаю эти офисы? Я не люблю утопать в прошлом, это засасывает, ностальгия всякая, грусть. С другой стороны просто прикольно вспомнить, какие-то моменты, как это всё влияло на команду, подумать, как сейчас, изменять это всё.


А как влияло, расскажи, если не секрет?

МВ
: Да, конечно. Атланты, скажем, влияли на клиентов, что все такие: "О, классно!" То есть клиентам - это клёво. Но они приходят и уходят, а команда просто реально начала замерзать. Как и в физическом, так и в эмоциональном плане. Разговаривать стали меньше прям заметно.



Экономили энергию.

МВ
: Да-да. А на Бауманке наоборот все оживились, какой-то движ начался дичайший совершенно. А потом переехали на пуговичную фабрику в тоже похожий на атлантов [офис] и тоже там было очень холодно. Видимо, это моя фишка. Я загораюсь очень быстро - здание, история. Потом переехали обратно на Бауманку в более большой офис. И так какие-то совсем серьёзные проекты начались. А сейчас переехали, откуда я сейчас записываюсь [в подкасте], это бывшая квартира-офис Березовского на Тверской.


Футы-нуты.

МВ
: Да. Мы решили, что нам не нужен именно офис. Я думал, кто из наших текущих клиентов, придя в бывшую квартиру-офис Березовского скажет: "Ну нет, я с вами больше не работаю".


Никто же не знает. Или все знают? Только я не знала [что это бывшая квартира-офис Березовского]?

МВ
: Ну в принципе многие не знают. Но я имею в виду, что это не офис-офис с охраной, входной группой. В реальности почти всем это пофиг. Но команде это в кайф. Опять же на самом деле момент тонкий. Люди стали, да, больше оставаться. Совершенно точно. Потому что уютнее. Да, стало домашнее, семейственнее. Но тут очень важно выдерживать грань, чтобы люди не начали думать, что мы хиппи-коммуна. Это всё-таки работа.


Интересные какие задачки. Сложные и интересные.

МВ
: Да. И очень энергия меняется. Про неё много как-то сегодня звучало. То есть Тверская, Березовский, машины, этот движ. Он очень заряжает. После Бауманки, где мы года 2-3 были. Уже немножко надоело, знаешь. Одни и те же места, одно и тоже. Всё такое не то чтобы сонное, но по сравнению с Тверской, конечно, всё-таки... Очень люблю район Бауманки, обожаю его просто, но 3 года в одном месте всё же. Опять же сейчас время сильно поменялось. Если в советское время нормально было 30 лет в одном месте работать, то сейчас я не представляю такого, честно говоря. Даже в одном районе.

Эта Гастроферма, которая была рядом на Бауманке. Там такое есть место. Вообще её видеть никто не мог: "Сколько можно? Одно и тоже".


Когда переезжали, наверное, думали: "Блин, как классно, каждый день будем новое есть!". А потом уже: "Аааа, уже везде всё попробовали".

МВ
: Да, абсолютно точно. И, ты знаешь, тоже к вопросу - наверное, последняя мысль про офисы - дико от переездов изменяется восприятие карты, местности. Для меня вот эта вот Тверская, Столешников, Камергерский всегда были точки, куда я прихожу туссить больше, гулять, в театр. А сейчас это работа, это офис. И вообще по-другому воспринимается вот эта карта. Становится частью чего-то другого, рабочей карты. Тоже когда на Бауманку переехали. Здесь тоже. Город меняется как-то, трансформируется, интересные ощущения.


Прикольно. То есть меняются твои впечатления. Были, вроде, отдельные жизни, и оп, схлопываются. То есть у тебя сейчас какой-то поворотный этап, да? И внутренний, и проекты новые запускаются.

МВ
: В какой-то степени новый этап хорошо, когда есть постоянно, наверное. Знаешь, что-то ещё новое, ещё новое, ещё. Я помню, наверное, такой момент был, когда я почувствовал, что что-то сильно меняется, новые-новые проекты, сильные изменения. Ко мне пришла Таня - театральный продюсер, театральный сценарист - и говорит: "Я хочу для театра doc. написать пьесу про стартаперов, но в психологическом аспекте". И мы вот это всё с ней вспоминали, разговаривали, записывали. И я тогда, на Бауманке, очень сильно ощутил, что что-то действительно новое, сильные изменения, перемены. Тогда был тоже новый этап. Но сейчас тоже, безусловно. Как минимум то, что 3-4 новых проекта двигаются. Конечно, новое. И да, место. Значительно влияет, где эти проекты запускаются. Очень мило сказала театральная продюсер, которая новый владелец после Березовского этой квартиры-офиса: "Я здесь запустила свои лучшие проекты, самые успешные". Так что.


Класс! То есть аура там ого-го, классно!

МВ
: Да.


Вот агентству маркетинговому VOVA всего 4 месяца, если я ничего не путаю, а у вас в клиентах уже Пушкинский музей, Электротеатр Станиславский, телеканал Пятница. Не шуточки. Как так получилось? Расскажи.

МВ
: Это было уже проще, чем с Trinity, там у меня были неплохие связи в тусовке разработческой. Чуть меньше, но тоже неплохие в дизайнерской. В бизнесовой приходилось чуть больше рассказывать о себе. Сейчас в этим проще, потому что я могу сказать: "Вот появилась новая история.
Появилась история с digital маркетингом, инстаграм, продвижение". И все такие: "О, классно! Расскажи".
То есть уже связей больше намного. Есть одно имя, которое можно использовать - Trinity. У Паши тоже, все-таки он в Prisma.AI [мобильное приложение, позволяющее переносить художественный стиль на фотографии пользователей с помощью нейронной сети] работал и набрал себе много бизнесовых связей. И с этим уже в разы проще.

Первое, наверное, самое сложно в плане запуска. Сейчас у меня уже есть еще история - мы делаем с моим другом, Женей Мандельштамом, проект про иммерсивную платформу для театра. Постановки, которые делает Эпштейн, Максим Диденко, который вообще всю иммерсивную движуху поднял в Москве. И тоже тут - мы такие: куда мы пойдем. И я понимаю кому мы это будем предлагать. У меня уже достаточно много связей, контактов и у него.
Приходишь на встречу и можно сказать: еще есть мобильное приложение, есть иммерсивная платформа, и это, и это. И с этим проще уже намного. И это все примерно про одно. Не выглядит странно из серии, что ты приходишь и говоришь: у меня есть мобильное приложение, а еще я вам могу поставлять булки какие-нибудь.
Продолжая тему иммерсивного опыта. Ты был на Дао в Париже. Расскажи. Как это?

МВ
: Ой, вообще. Это было безумнейше круто. Небольшое предисловие. Дао поставил Хржановский. Он до этого снимал фильм "Четверка" - тоже один из моих любимых - в 2004, со Шнуром в главной роли. Потом он ушел делать Дао и делал его больше 10 лет. Десять или пятнадцать. Целая эпоха была, когда он делал Дао. В Харькове построили целый институт на месте бывшего бассейна. И там люди жили этим. Изначально история задумывалась про физика Ландау, которые в 50е-60е творил и у него есть автобиографические книги, про него книги. У него была концепция "свободной любви". То есть мы воспринимаем Советский Союз, что физики, там, все очень серьезно. А него там про free love, еще что-то. И была про него изначально история, а в итоге она выросла в нечто намного большее. Не про шейминг советской системы, не про физика и его личность, а просто про жизнь. Люди эти живут, НКВД, все жутковатое, огромный институт с тысячей ролей. Одну из ролей играет буфетчица. Она реально работала буфетчицей на время съемок. Стирается такая грань между жизнью и вымыслом.

Вообще это задумывалось в Берлине, но там в последний момент всё отменилось и перенеслось в Париж. И там было три здания: театр Де ла Виль, Шатле и центр Помпиду. И между ними было 3 лазерных луча, соединяющих их в небе. И все это совершенно какого-то невероятного масштаба. Мы стояли на балконе, смотрели на Париж, и это, наверное, был единственный раз в моей жизни за последние 29 лет, когда меня не раздражала, а вдохновляла русская речь за границей.
И все говорили, что это сравнивать можно по ощущениям, как ты себе в детстве представлял про Дягилевские сезоны.
Просто какой-то захват Парижа. Абсолютно захваченный Париж, где супер симпатичные русские построили свое государство внутри государства. Там даже были визы специальные - визы Дао.

Первый день был самый запомнившийся. Мы пришли, помогли пройти нашим друзьям, которые не могли пройти. Мы ездили с подругой, которая работала на Дао, поэтому получилось найти им служебный пропуск. Потом ее в итоге вместе со мной выгнали с первого дня Дао :) Решили, что мы слишком громко себя ведем. Хотя это тоже надо было постараться. Потому что на Дао принцип такой, что можно всё, вообще всё. Но у нас всё равно получилось добиться того, что нас выгнали :) И мы там праздновали Шабат, с моим другом Женей, с которым мы запускаем эту иммерсивную платформу. Мы причем его праздновали каким-то очень узким кругом. Там ограничение на количество людей, которые проходят в разные комнаты. Это называется "коммунальная квартира". Там люди играют на гармошке, празднуют какой-то день рождения, а параллельно этот Шабат, где мы поём все эти песни. Женя проводит в Москве уже много-много лет Шабат и в итоге он договорился и там его провел. Интересная деталь, что Хржановский настаивал на том, что будет продаваться только водка, дешевая русская водка. Дешевая в России, но дорогая там. Мерзотные котлеты. Мне снился их запах потом еще несколько дней. А на Шабат Жене удалось протащить вино и сказать, что это нужно для религиозного обряда.

А так там параллельно крутятся все эти фильмы про Дао, про Наташу. Все потеряно во времени. Непонятно что это 1956, или 2056, или 50 миллионов шестой. Или это вообще чьи-то сны. Масштаб нереально гигантский. Месяц каждый день проходили перформансы, коммунальные квартиры, шаманы, шабаты, тонны реквизита.


То есть такая прямо отдельная жизнь. Каким ты вернулся?

МВ
: Вернулся вообще очень заряженный. Знаешь, кстати, потом везде видишь Дао, после этого. Оно переворачивает парадоксально. Месяц не можешь смотреть обычное кино. Хржановский сделал так, что там не играют. Ты смотришь это и понимаешь, что люди в это реально поверили. Они этим живут. А смотришь фильмы и понимаешь, что они все фальшивые. Даже такое ощущение, что люди играют просто. В офисе. На улицах. Что тут это все игра, а там было настоящее. Такой "наркотик" Дао.


Круто. Очень круто!

МВ: В Лондоне будет. Ещё можно будет сходить. А потом скорее всего в Берлине.


Буду следить. Это какое-то наступившее уже будущее.

МВ
: Да-да-да. Это совершенно не похоже ни на что абсолютно. И получилось, что бизнесовые связи больше как-то укрепились.
Вообще про связи такой вопрос отдельный - никогда не знаешь когда они понадобятся. Заводишь их, заводишь. Потом хлоп, и где нужно как раз они пригождаются. Мы так задружились плотнее с Женей, с которым делаем сейчас проект. В том числе, может быть, у него получится интегрировать это с Дао в Лондоне.
Вообще, горячо прям!
Наверняка, у тебя как у любого успешного бизнесмена были и проекты, которые не удались. И если такие были, то расскажи про какой-нибудь из них. Что пошло не так и что ты узнал нового для себя?

МВ
: Да. Проект мы запускали с Андреем Лисициным, он сейчас арт-директор в Яндексе и мы с ним делаем еще один проект про стилиста, как раз-таки. А до этого у нас был проект - платформа для барбер-шопов, для салонов красоты. Платформа удобнейшая для клиентов с точки зрения дизайна. Выверенная и неотличимая от нативных приложений.
Мы делали приложение для Chop-Chop. Оно было супер успешное, победило в нескольких конкурсах.
И нам начали писать все подряд: сделайте и нам, и нам, и нам. Реально по 5, по 7 писем в неделю. И мы подумали с Андреем, что раз есть спрос, то мы можем сделать платформу, на которой по факту можно быстро сгенерить нативное недорогое приложение. Это все продумали. Как водится, поскольку это был один из первых своих продуктов, все сразу задизайнили. Вложили кучу сил в дизайн. Андрей вложил кучу сил в разработку. Уже все это было жалко менять, когда стало понятно, что, блин, а где custdev [тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях], а где MVP [минимально-необходимая для первого релиза версия]? Все уже и так классно, осталось это продать. Но очень много сил нужно вложить в продажи, чтобы они делались. И потихоньку это все стало сходить на нет. Я подумал: "Ну ОК, хорошо, в любом не успешном бизнесе можно тоже свои сильные стороны найти и плюшки вынести". И я подумал, что надо, наверное, попробовать одному это позапускать. Договорюсь с Андреем, пожалуй, о том, что он выходит из бизнеса, и я продолжаю фигачить это все сам.

И там была просто крутейшая история с тем, что Андрей (сейчас уже можно рассказывать, потому что в он Яндексе) не хотел пересекаться со своим тогдашним работодателем, и моим тоже бывшим работодателем, с которым я уже давно не работал. Мы никогда не пересекались. Я говорю: "Андрей, приезжай в Москву (он тогда в Тольятти жил), поговорим с тобой, в субботу встретимся в Гастроферме той самой". Встретились, купили пива. Я сказал, что думаю, что мне надо продолжать одному. А мы взяли зачем-то по два пива. А это 11 утра субботы. И тут Андрей говорит: "Слушай, Миша, по-моему, это идет мой работодатель. Что делать?". Я сказал ему, чтобы он уходил наверх, там крыша есть. Мы переходим туда. И он идет наверх. А я не видел Макса, этого работодателя бывшего, года 2 или 3. Я взял все наше пиво в обнимку и чуть не падаю на Макса. И он говорит: "О, я вижу у тебя все хорошо идет! 4 бутылки с утра в субботу берешь" :)


Но теперь он узнает правду, если послушает наш подкаст.

МВ
: Это так смешно вспомнилось. А из полезного и практичного - мы действительно долго потом переговаривались как расстаться. Это не оговаривалось изначально и все равно какие-то нюансы возникают. И в итоге Андрей пошел навстречу, и я в какой-то степени. И это такой успешный кейс расставания. Мы прекратили делать этот бизнес, но остались супер-друзьями. И в итоге сейчас запустили еще один. До этого у меня такого опыта не было. Это получился новый опыт. До этого были переговоры, потом обидки, что не договорились, и так далее. А тут общее дело вообще делали и получилось так кайфово разбежаться, а потом обратно сбежаться.


Классно, что так. Расскажи какие планы у тебя на ближайшие пять лет.

МВ
: Я наверное таким большим горизонтом не меряю. Но я бы хотел совершенно точно очень-очень много проектов. Сильно больше, чем сейчас. Я хотел бы за эти 5 лет научиться с деньгами работать. Потому что меня драйвят проекты, дело, а вот какие-то вопросы с инвестициями, вложениями и со всем вот этим... мне было бы интересно увеличить сильно обороты и доходы свои. Выйти на какой-то прямо другой уровень. Но для этого нужно с одной стороны ментальное изменение, а с другой стороны какие-то усилия в эту сторону.
Потому что опять же в школе этому не учили, родители этому не учили. Все наше поколение как-то само до всего этого доходит.

И это любопытно, потому что это что-то новое, новый опыт.
Мне бы хотелось пожить либо в Сингапуре, либо в Нью-Йорке. Я очень люблю этот город. И прям попробовать пожить там полгода. Чтобы потом к 40 годам, к 50-ти, к 60-ти не было: "Что-то не успел пожить". Тут вроде все кайфово, клево, проекты запускаются, движ есть. С другой стороны, там вообще другая культура, другие отношения, другие люди. Поэтому интересно попробовать. Мы делали проект один для американских клиентов. Но из Москвы это, конечно, немного другое, нежели оттуда прямо изнутри все это захватывать.


В чем сила твоих проектов? Trinity, VOVA, иммерсивного проекта?

МВ
: Сила в человеческих отношениях, безусловно.
Выстраивание отношений с партнером, правильных отношений с клиентом и вот эта вот, звучащая всю нашу с тобой встречу, энергия. Сила исключительно в этом.
Можно фантазировать сколько угодно, можно придумать, что мы делаем тысячу еще других бизнесов, но они не запускаются, потому что не выстраиваются отношения. А здесь выстраиваются отношения в долгую, как со стилистом, например.
Там идея в том, что, окей, мы можем в минус работать на первых этапах, но дальше в долгую это выстреливает.
Эта история везде звучит. С Андреем Лисициным тоже. Казалось бы, был проигрыш очевидный с незапустившимся бизнесом, но в итоге это переросло в новый проект. И это все время так. Про какие-то штуки ты думаешь: "Ну хорошо я инвестирую свои время и деньги, вроде сейчас не отбивается, но потом рано или поздно возвращается". Не всегда, но в случае человеческих отношений это во что-то перерождается. В бизнес. В проект. В продажу. В дружбу. В конференции, курсы. В путешествия. В идеи всякие безумные. То же самое как с Сахарой. Я думаю что угодно может получится, может какой-то бизнес запустить вокруг этого, интеллектуальный клуб, еще что-то. Как это потом трансформируется никогда не знаешь. Это постоянно такая инвестиция в будущее.
И ты спрашиваешь откуда берется энергия на проекты? С одной стороны из космоса, а с другой стороны из человеческих отношений.
Спасибо тебе огромное. У нас такой формат не длинного подкаста, иначе, мне кажется, была бы возможность, то я бы весь день говорила бы с тобой, и спрашивала, и спрашивала. Было очень интересно.

МВ:
Мне кажется все очень кайфово. Мне нравится ваш формат короткого метра. Сконцентрировано. Все собрано. Классно!


Спасибо, спасибо огромное, энергия от сердца к сердцу! :)

Понравился подкаст? Поделитесь с друзьями:

Слушайте/читайте все подкасты/расшифровки:

Слушайте/читайте все подкасты/расшифровки: