Подкаст "Механики бизнеса"
#8
Управление дизайн-студией - SOZDANO
"Бизнес - это приключение", - говорит Ирина Хамдохова, талантливый дизайнер и со-основатель дизайн-студии SOZDANO. Ирина живёт со страстью и в подкасте искренне делится управленческими находками, опытом и философией:

  • простые вопросы, отвечая на которые (даже просто отвечая на них и ничего не делая больше), уже что-то происходит
  • стажеры - это не рабочая сила, а возможность нового свежего взгляда;
  • анализ доходности проекта;
  • бизнес победы - это умение работать с клиентом, желание его понять;
  • перерождение компании после первых 8 лет;
  • основа бизнес-партнёрства;
  • можно ли, имея огромный поток сложных больших интересных проектов, не сидеть до 11 вечера всей командой каждый день;
  • в чём отличие художника от дизайнера
и много, очень много, ценностей.
Присоединяйте к нашему разговору на Youtube:
Или:
Или читайте расшифровку:

В эфире Механики бизнеса - подкаст проекта SoloPreneurLAB. Меня зовут Аня и я один из механиков.

Наш подкаст об управлении малым бизнесом. А наши гости - основатели классных проектов - делятся своими опытом, находками и философией.

Гость сегодня - Ирина Хамдохова, со-основатель московской дизайн-студии SOZDANO.

С 2009 студия создаёт уникальные дизайн-проекты для бизнеса и институций: брендинг, полиграфию, оформление пространств, графический дизайн, диджитал-проекты и мультимедиа.

Среди клиентов - Музей Современного Искусства Гараж, Мегафон, Автодор, Artplay, Альфа-Банк, Норильский Никель, Татнефть, Крокус групп, Сбербанк, Морозовская детская больница, венчурный фонд SISTEMA, фонд Андрея Кончаловского и многие-многие другие.
Ира, привет! Спасибо огромное, что пришла. Расскажи, как начиналось SOZDANO? Сколько времени потребовалось на раскачку компании и что позволило выстрелить?

Анечка, ты всё сказала. Так звучит это всё, действительно. Так классно и величественно. Даже думаешь: "О, ничего себе, как всё неплохо". Когда я получила вопросы от вас, я подумала: "Какой кошмар" :) Во-первых, я на многие вопросы просто не могу ответить. А во-вторых я такой анти-бизнесмен. Даже странно себя так [бизнесмен] называть. Я, наверное, начну с того, как SOZDANO появилось, что к этому привело, и какие изначально цели и задачи у нас были.

Работать я начала очень поздно. Сначала я училась. Я хотела поступать на режиссёрский. Хотела быть режиссёром. У меня не получалось никак поступить. Потом я поступила на актёрский. И когда уже оканчивала актёрский институт (это был ГИТИС), я пришла к выводу, что не надо мне быть актрисой всё-таки. Что я более счастлива, когда не участвую в этом. Театр совсем не моя история. Поняла я это, когда мне уже было 24 года. Я окончила институт, мне было 24 года, и, сидя в аудитории в ГИТИСе, мы болтали с моими однокурсниками о том, кто что будет делать. Я говорю: "Я не буду точно актрисой. Наверное, я буду дизайном заниматься". И все такие: "Хамдохова совсем ку-ку. Дизайном? Вообще, что это? Что она имеет в виду?". И, действительно, это было сложно, потому что это были 2000-е годы, немножко разруха, не было хороших институтов. Но каким-то чудесным образом (не буду вдаваться в историю, хотя она прикольная, на самом деле), на случайностях всё так произошло, что я попала в замечательный ВУЗ, единственный на тот момент хороший ВУЗ по дизайну в России. И отучилась там как вольный слушатель. Попала сразу на третий курс. У прекрасного мастера я училась Трофимова Бориса. Он до сих пор преподаёт, очень классный педагог и дизайнер.
И когда я уже окончила институт, мне было где-то 27-28. В это время в принципе люди уже в жизни определились и чем-то серьёзным уже занимаются. А я только окончила [институт].
Я работала, конечно, до этого, но на каких-то таких временных работах, это всё было связано с актёрскими какими-то делами, просто подработки. На работу в целом мне пойти было очень сложно. Потому что идея того, что ты приходишь куда-то, сидишь и что-то делаешь, мне казалась абсурдной. Либо это актёрское - ты приходишь и это репетиции, какой-то процесс, творчество. Либо это потом уже дизайн, то есть учёба.

Но мне повезло с местом работы, оно было замечательным, там были очень творческие люди. Как раз мне Борис Владимирович помог туда устроиться. Но в целом так получалось, что для меня работа и эта деятельность, которую я выбрала - дизайн, было тем, что мне нравилось. И я пошла туда. Довольно поздно. Но тем ни менее туда, куда мне хотелось.
По-сути получилось так, что эта работа как хобби.
Обычно люди сидят где-то в офисе, а вечером они идут занимаются танцами, дизайном или праздными вещами. А у меня так получилось, что я прихожу туда [на работу] заниматься тем, что мне нравится.

Я проработала в этой дизайн-студии года 4-5. И потом туда пришла Саша. Саша Кочеткова - со-основатель SOZDANO, мы вдвоём его и открыли. Она моложе меня на 10 лет. У нас возник очень хороший контакт-дружба. Мы стали делать какие-то работы помимо работы :) И в какой-то момент вдруг стало понятно, что делать работы помимо работы у нас получается очень хорошо. И в общем-то лучше, чем основную работу.

И, собственно, мы начали с Сашей работать вместе. Как мы начали работать? Была такая студия, офортная мастерская. Она до сих пор есть. Находится она на Войковской [район Москвы]. Это такой спальный район, дома жилые, откуда тебе на голову может выпасть какой-то мусор. Довольно брутально. При этом там находится удивительная мастерская офортная, с ручными станками и там работает наша подруга Светлана. Она говорит: "Приходите, девчонки, ко мне. Чего вы там? Вот у меня есть комната метр на метр. Садитесь, платите, сколько сможете и занимайтесь, творите". И мы с Сашей открыли свою студию. Стали сидеть в этой комнате. Названия у нас ещё не было. И какие-то заказы стали мы находить. Через друзей. Кто-то знал, кто-то обращался. У нас была какая-то почта смешная, Сашина: fuckdesign. Мы ей пользовались. Названия у нас не было. И я помню такое странное ощущение, когда ты работаешь на Войковской, то чтобы попасть на работу тебе надо ехать час сначала на метро, а потом ещё на маршрутке.
Я еду по этому району, Войковской, еду в эту маленькую каморку и испытываю огромное ощущение счастья. От того, что я свободна и еду куда-то заниматься тем, чем я хочу.
Это мне уже было за 30. Мы устраивали какие-то совместные обеды с Сашей. И там был ещё прекрасный такой Ваня, он делал книги, ручные переплёты. Они довольно взрослые люди и мы с ними обедали, какую-то еду покупали. Я сижу за этим обедом и думаю: "Как классно! Как классно жить! Как здорово, что мы это можем позволить себе".

Мы делали какие-то проекты, причём проекты были разные. Был, например, такой проект: мы делали титры к фильму. У нас был друг, который помог нам сделать анимацию, а мы делали сами титры. Мы решили делать титры из бумаг. Бумаги ручные разворачивались. Мы часто в своём дизайне делаем такие штуки. Классно, давай делать, а принтера-то у нас нет. И мы ездили на Войковскую печатать где-то на принтере буквы.
Это такой абсолютный альтруизм, когда ты делаешь что-то просто потому, что тебе это нравится. И, на самом деле, если говорить про SOZDANO, то оно так и родилось, и так оно на этих принципах, порывах и существует.
Как говорила моя бабушка, когда ела что-то вредное: "А, Ир, всё равно помирать". Смысл же в том, что всё равно помирать. И наша жизнь, которую мы каждый день живём, это то, что и есть, и неизвестно, что будет дальше. Как оно будет. И поэтому для меня самым важным, наверное, является тот момент, что ты каждый день проживаешь этот день, стараешься, это бывает сложно конечно, но ты стараешься проживать и заниматься тем, что тебе доставляет удовольствие, что тебе интересно. И второй принцип, который для меня лично тоже очень важен - делать это среди людей, с которыми тебе приятно это делать. Потому что есть разные студии, есть разные организации, очень амбициозные, очень классные, но для меня всегда атмосфера и люди вокруг являются равнозначно важными тому, чтобы делать то, что интересно. Рассказывают, например, стажёры, которые приходят к нам, которые стажировались до этого в какой-то известной классной дизайн-студии. Я говорю: "Как там?" - "Ну, вообще мы туда приходили, нас вон туда сажали и мы как маленькие рабы сидели и делали какую-то довольно неприятную работу. И такая атмосфера там, никто ни с кем не разговаривает". Я думаю, как это странно, при том, что студия очень классная, работать в ней - это огромная честь и опыт. Но этот пункт [атмосфера и люди] для меня, например, совершенно не приемлем. Ни в отношении меня самой, ни в отношении коллектива, который сейчас у нас уже есть.

Так мы организовались. Так мы росли. И дальше стали мы работать-работать. Через год Саша придумала классное это название - SOZDANO. Мы хотели какое-то название, которое было бы уникальным, интересным, выражало бы какую-то нашу идею. А все названия тогда были такие, а-ла Принт-дизайн, Директ-дизайн, Ясно-дизайн, Грустно-дизайн. Ну такие понятные. Мы хотели что-то другое. Решили использовать вообще наречие. Слово, которое в себе несёт эту энергетику - создано. Тогда мы стали называться SOZDANO, завели себе сайт и стали работать.

И на самом деле очень долго мы продолжали работать именно вдвоём. У нас были аутсорс-специалисты, естественно. Мы делали разные-разные проекты. Если это были какие-то работы, связанные с моушен-дизайном, мы находили моушен дизайнера, который нам помогал в этом. Если это были какие-то книги, где требовался специальный рисунок, мы находили иллюстратора. Таких проектов было очень много. И в принципе это было классно и здорово. И так было много-много лет. И на самом деле такой скачок нас именно как бизнеса (если говорить про бизнес, а не про некое сообщество, где классно проводят время, то есть про некую машину, которая уже имеет какую-то структуру) случился совсем недавно, фактически последние 2-3 года.

Ты упомянула, рассказывая про отношения с командой, что какие-то вещи приемлемы, какие-то нет. Расскажи, как вы строите отношения с командой? Со стажерами? Я знаю, что у вас есть обширная программа стажировки.

Знаешь, чтобы сказать, что мы как-то особенно задумывались или, условно, у нас есть какая-то книга специальная, где об этом написано, или мы провозгласили, наверное, такого нет. Какие-то вещи мы стали последние годы обсуждать, как я уже сказала, когда стали думать о SOZDANO как о бизнесе, приносящем доход, и стали всё это структурировать. Но на самом деле такие вещи, наверное, происходят просто на интуитивном понятном уровне. Есть твоя личность, твоё воспитание, твои какие-то принципы. Если ты находишь друга, партнёра, с которым вы это разделяете, то автоматически это переходит на все последующие вещи и шаги.

У нас очень прикольно появился первый сотрудник. Это довольно интересная история. Мы работали с Сашей [Александра Кочеткова, со-основатель SOZDANO], продолжая сотрудничать с аутсорсерами. И, на самом деле, все аутсорсеры, многие из них, становятся нашими друзьями. Мы многие годы работаем с ними. А когда человека узнаёшь и с профессиональной точки зрения, понимаешь его надёжность, это довольно удобно. У нас была подруга, которая занималась digital-проектами. Мы тоже делали digital-проекты, я, может, позже расскажу чуть-чуть об этом. И она говорит: "Не хотите, парень тут есть, дизайнером хочет быть?" Мы такие: "Нууу, да, хотим, Даш, но, знаешь, денег мы, наверное, не сможем платить". Она: "Да нет, он хочет так, бесплатно просто". Мы: "Ну хорошо, пусть приходит". Он выслал работы. Было видно, что он начинающий. Но зато он сделал красивые мокапы (это визуализация). Приходит молодой человек. Очень красивый. Очень красивый. Ильяс. Приходит, мы с ним общаемся: "Ильяс, как, что случилось?"

Он рассказывает историю, что он работал в ресторане официантом. Хотел быть дизайнером. И, собственно, учился в каком-то Московском институте, удивительный тем, что это совершенно ужасный институт дизайна, даже удивительно, что он существует до сих пор. Ильяс там учился, понимал при этом, что и институт не очень, и не двигается он к своей цели. Работал при этом официантом. И услышал, как за столиком девушка говорила с каким-то молодым человеком, в том числе о дизайне. Он подошёл: "Простите, пожалуйста, я услышал краем уха, что вы говорили про дизайн, а вы имеете какое-то к этому отношение?" Даша сказала: "Ну да, я имею к этому отношение". - "А вот я бы хотел бы очень поработать и, может, вы мне расскажите про какую-то студию, куда бы я мог попасть". И вот она нас соединила.

И он пришёл к нам. Начал у нас потихонечку, чуть-чуть работать. Сначала он, действительно, был с нуля по факту. То есть он умел работать за компьютером, но какие-то его знания были такими. Мы провели несколько месяцев, давая ему задания для его собственного развития. То есть мы не касались никак работы, а давали такие упражнения, которые позволили бы ему потихонечку набрать какие-то знания. И так замечательно у нас с ним всё сложилось. И вот до сих пор уже, сколько лет он работает у нас, он, естественно, вырос и сейчас ведущий дизайнер. И потом он получил образование в ВШЭ по направлению брендинг, продолжает развиваться. И вот много-много лет он с нами. Это первый человек, который к нам пришёл. И вот он остался с нами.

А 2 года назад у нас появился менеджер. И единственный наш менеджер :) И это было прекрасное событие. Потому что никогда мы не пробовали работать с менеджером. И приходилось много делать работы, которая, на самом деле, сложна для нас [со-основателей]. Есть какие-то типы личностей, которым что-то подходит, что-то не подходит, что-то выполняется с большими проблемами.
И это [найм менеджера] бы такой революционный момент. Это сильно изменило то, как стали работать сейчас.
Это было счастливое решение. Мы были в нём не уверены. И по финансам - насколько мы сможем потянуть. Но это было прям блистательное решение. Ну и дальше уже штат вырос. Хотя, на самом деле, я считаю, что SOZDANO не должно вырастать больше, чем 10 - максимум 15 [человек]. Я не считаю, что расширение принесёт положительные аспекты. Лучше оставаться маленькими и классными хорошими ребятами.

По поводу стажеров. Это нормальная практика, которая существует сейчас в Москве и не только, когда стажеры (у них это даже обязательным является для студентов последних курсов, у них летом стоит практика) отправляются в разные дизайн-студии. Как выяснилось в разговорах со стажерами, очень часто по-прежнему в Москве стажеров берут на какие-то чёрные работы. То есть их берут и ничего интересного им не дают, по-сути просто используют как рабочую силу. Хотя, на мой взгляд, это абсолютно не правильно. И даже, когда нам какие-то вакансии присылают, мы открываем работы, то зачастую, к сожалению, начинающие дизайнеры, несмотря на отсутствие опыта, по своим профессиональным качествам и амбициям гораздо превосходят опытных людей. Очень часто ты читаешь резюме опытного человека и такой: "О, сейчас будет такой крутой!" Ты открываешь портфолио, и наступает разочарование.
Поэтому, на наш взгляд, как раз приходящим молодым ребятам-дизайнерам интересно давать интересные задачи. Потому что они могут сделать какие-то интересные вещи для студии. Получается такое классное в принципе сотрудничество.
У нас был в 2017 проект с Мегафоном. Огромный проект. С огромной компанией. Мы оформляли офисные пространства. Нам нужно сделать было огромное количество плакатов. Разных. И практически не было никаких рамок. То есть можно было сделать классные графические плакаты с соблюдением минимального количества ограничений. К нам пришли стажеры, и мы: "Ребята, давайте!" Это было и для них огромное удовольствие - такой шанс сделать реальные работы для реального заказчика и по такому крутому ТЗ. И для нас это было здорово. Потому что разные дизайнеры, многие из них очень талантливы. Это реально было здорово. В том году у нас то же самое было, в меньшей степени были стажеры. Сейчас тоже.

Когда к нам приходят стажеры, мы садимся и думаем: "Блин, надо дать классную работу для них". Потому что это будет и для нас полезно, и для них хорошо.


Столько ты всего интересно рассказываешь, не забыть бы все вопросы сейчас, которые ты затронула. Очень это всё интересно. Ты говоришь, что 2-3 года назад вы решили вообще что-то поменять. Почему? Понятно, что все эти действия вы предпринимали на своём импульсе, вас что-то подтолкнуло начать искать ходы, если не секрет? Почему вы решили всё поменять?


Вечный конфликт между творчеством и реальностью. Классно заниматься творчеством. Но если ты сам являешься творцом и сам себя обеспечиваешь, безусловно ты думаешь о материальной стороне. Если у тебя нет какой-то поддержки, богатых родителей, богатого парня, соответственно это полностью ложится на твои плечи. У нас были очень классные работы. У нас было классное портфолио. У нас хорошая студия. Но количество материального возврата не соответствовало тому, что мы делали.
И ты уже не можешь от этого отказаться, пойти, например, куда-то работать, в какое-то агентство, ты уже об этом думаешь как о каком-то страшном сне.
При этом всё-таки твоя заработная плата очень средняя. Можно просто легко пойти в какую-то среднюю студию и получать там в 2 раза больше и ничего особенно не делать. И мы стали думать об этом - почему же мы такие классные, успешные, всё у нас здорово, но, как из фильма: "Я такая классная, умная, прекрасная, но почему у меня так мало денег?" И думаем: "Ну что же такое?" Стали советоваться с ребятами разными.

Или речь про сайт: "У вас классный сайт, но мы ничего не понимаем, что вы делаете". А мы продолжали делать работы и в графическом дизайне, и занимались творческими проектами. У нас всё это на сайте было выложено, все заходили: "Здорово, но что они делают непонятно". Мы такие - вот, не понятно, это на самом деле не очень хорошо. И стали потихонечку советоваться-советоваться.

И потом было 2 знаменательных события, которые сподвигли к окончательному переосмыслению происходящего.

Первое событие было забавное. У Саши [Александры Кочетковой, со-основателя SOZDANO] появился ухажер, очень умный молодой человек. Он работал в серьёзных компаниях, занимался маркетингом, построением бизнеса, анализом. Саша рассказала ему про студию, он говорит: "Давайте, я к вам зайду". Пришёл. Был очарован нашей харизмой, нашими работами и говорит: "Давайте, я с вами пообщаюсь. По-дружески. Есть определённые схемы, помогающие предпринимателям (А по сути кто вы? Вы предприниматели) осмыслить, чего же всё-таки они хотят, и что нужно делать. И он провёл несколько таких сессий с нами, встреч, и для меня они были какими-то удивительными.

То есть, как проходила встреча. Он взял большой ватман и говорит: "Ну, давай, говори, какие у вас были проекты за последний год?" И мы стали записывать с ним. Потом он говорит: "А вот чего ты лично хочешь?"

Я: "Ну вот…"
- А сколько денег ты лично хочешь?
- Ну…
- А какие тебе проекты нравятся?

Вот такие простые на самом деле вопросы. Всегда самое элементарное вроде бы это то, о чём ты не задумываешься.

Потом он сделал такую штуку - в ведомости проанализировал доходность нашего проекта. Это тоже было большое открытие. Естественно, мы об этом думали, строили, рассуждали, что же нам и как делать.
Но мы рассуждали из каких-то странных соображений - из ощущения нашего. А тут ты просто видишь по выкладке, какие проекты приносят и что приносят, а какие ничего не приносят.
И ты: "Ох, ничего себе, а так можно было? Так делается?" Этих сессий было по-моему всего 2-3. Он хотел сотрудничать. Как это обычно бывает, предложил войти в нашу долю. Но так он предложил, что мы отказались. Потому что это было так: "Я просто войду". Не было понятного очевидного выгодного предложения. Но это было здорово!

Прошло какое-то время. Мы проделали какую-то работу, финализировали как раз доходность проектов, какие-то вывели для себя теории о том, что всё-таки является приоритетом для нас.

И потом у нас была такая же через год, по-моему, встреча с Олей Грачевой, которая тоже в таких простых каких-то встречах понятных задала нам какие-то вопросы из серии, например: "А вот SOZDANO, что это такое? Кто вы? Как вы для себя формулируете? В чём ваша особенность?" И тоже такие простые вопросы, отвечая на которые (даже просто отвечая на них и ничего не делая больше), уже что-то происходит.
Происходят перемены. Потому что, так или иначе, ты начинаешь в себе это переваривать, об этом думать. Соответственно, ты начинаешь как-то по-другому строить работу.
Мы сформировали какие-то вещи интересные. Например, портрет клиента, какой он [клиент] должен быть. И это тоже помогло. И даже - была последняя забавная встреча - мы сформировали список того, каким должен быть клиент. Это было причём очень понятно всё, потому что это действительно было годами нашим опытом проверено. И там был один пункт удивительный, смешной - если клиент опаздывает больше, чем на полчаса, то у нас никогда ничего хорошо с ним не складывается. Это так. Я стала анализировать (поскольку в дизайне мы работаем уже больше 10 лет), это правда так.

И вот буквально несколько месяцев назад мы приехали на встречу с Дашей к клиенту. И он задерживается. А до этого мы всегда ждали, общались с клиентом и ничего хорошего не выходило. То есть по-сути просто потраченное время. Либо начиналось нормально, кончалось плохо. Либо сразу начиналось плохо. Ну, вот такой пункт. Клиент, значит, задерживается. Приходит прекрасный секретарь. Она с нами болтает, угощает нас кофе. А я говорю: "Даша, Даша, поднимайся, сейчас уже 20 минут, мы должны будем валить". Даша: "Ну может быть мы что-то скажем, что мы там едем на другую встречу". Я: "Как мы можем - какая-то глупость - мы едем на другую встречу? У нас сейчас запланирована встреча. Мы должны будем сказать правду. Ну а что делать? Принцип есть принцип". И действительно время тикает-тикает, уже полчаса. И мы говорим - я всё-таки решаю - этому прекрасному секретарю:
"Простите, пожалуйста, мы занимались анализом нашего бизнеса, анализировали портрет клиента и вышли на то, что один из самых важных пунктов - если клиент опаздывает на полчаса... Мы просто не можем себе позволить... Простите нас, пожалуйста, но мы вынуждены будем уйти".
И она с вытаращенными глазами смотрит на нас, на сумасшедших. Подходит к клиенту, к директору и просит всё-таки нас пройти. Было очень прикольно, потому что этот клиент настолько был обаятельным и прекрасным. А у них тоже была проблема, что они долго искали дизайнера и все дизайнеры даже не приезжали к ним на встречу. И, значит, мы приходим и говорим, что мы от вас сейчас уйдём. А он говорит: "Ну как же так?". И мы говорим: "Может быть, если они не приезжали, в этом была причина какая-то? Может быть, не стоит и начинать?" :) Ну как-то посмеялись и сделали такое исключение из правил, попробовали с ним поработать, вроде пока - тьфу, тьфу, тьфу - всё удачно сложилось, по крайней мере первый этап работы закончен и хорошим получился. Но первый раз когда я попробовала придерживаться этого принципа такая вышла несколько комичная история.


Ты упоминала, что вы не хотите вырастать больше, чем за 10-15 человек. Расскажи почему? Это же ведь стратегическое решение. И классное стратегическое решение.

На самом деле, тут исключительно эгоистические соображения. Возвращаясь к нашему началу о том, что, так или иначе, всё равно умирать. Я понимаю, что это [деятельность/проект] превращается в какую-то машину. Если у тебя появляется больше, чем 15 человек, у тебя появляется несколько управленцев. ОК, если это всё будет на аутсорсе, по сути так и сейчас уже есть, что работает большее количество людей. Но когда это непосредственно становится такой студией, мне кажется, это требует большего менеджмента, соответственно большей механизации этой истории. То есть это уже не маленькая классная компания, а большая КОМПАНИЯ.

Я не знаю, наверное, существуют какие-то удивительные механики бизнеса, когда всё так классно сделано и руководитель принимает минимальное участие, но я пока такого баланса не нашла. Я так или иначе понимаю, что когда большое количество ответственности, управления ложится на плечи основателей. А это не то, что является моим личным фаном, не то, что мне супер интересно. И кроме того, если уж говорить даже про какую-то финансовую сторону - и это тогда ещё при общении с тем молодым человеком, ухажёром Саши, было сказано, и я это осознаю - можно идти по принципу, когда ты берёшь много проектов и у тебя много дизайнеров, ты получаешь прибыль; а можно брать мало проектов с большим чеком, количество дизайнеров не нужно увеличивать, нужно увеличивать качество работы, увеличивать и создавать вокруг студии рекламу, лицо, за которое люди были бы готовы платить эти деньги. Это [второй] более сложный путь, но и более простой, с другой стороны.


А какую часть своей работы любишь? Ты упоминала, что что-то нравится, что-то не нравится. Что тебя драйвит?

Ты знаешь, сейчас уже, на самом деле, трудно сказать. И всё-таки я, конечно, верю всем этим удивительным книгам и тренингам про бизнес-процессы, что можно всё невероятным образом организовать, что ты будешь сидеть и делать какие-то супер проекты. Но пока то, что я лично на своём опыте попробовала - это такая история, что всё-таки когда мы приняли эти решения и провели какую-то работу над ошибками, проанализировали какие процессы (как раз Ольга нам в этом помогла) происходят в студии, кто чем должен заниматься, мы вывели такой момент, например, интересный - мы, как основатели студии, как лицо студии, не занимаемся очень важным моментом.

Когда, например, нам клиент говорит: "Слушайте, а приезжайте на встречу". А мы говорим: "Какая встреча?! Я тут тебе буклет доделываю. Ты, давай, либо сам приезжай сюда, либо по телефону всё расскажи". Это вообще не правильно. Или, например, клиент новый, который возникает и говорит: "А приезжайте-ка на встречу". Мы говорим: "Да ты что, мы тут доделываем буклет другому клиенту. У нас времени на это нету". Это не правильно. То есть, зачастую, клиенты выбирают студию по портфолио, но также выбирают студию по тому, как проходит эта первая встреча. Мы люди, социум, мы общаемся, мы нравимся друг другу, на таких вещах это происходит, просто интуитивная симпатия. И это [встречи с клиентами] очень важно поэтому. А на это нет времени. Это не правильно. Этим надо заниматься. И этим точно должны заниматься мы [основатели бизнеса]. На данном этапе. И мы стали этим заниматься.

Стали заниматься анализом проектов. Стали немножко по-другому относиться к ним. У нас было очень много проектов, которые классные, мы их делаем долго, мы потом гордимся и кладём в портфолио, но они не приносят нам денег. И это не правильно. А надо анализировать каждый проект с нескольких критериев.
И немножко здесь начинает работать такая история, когда становишься не чисто творцом. А всё-таки в тебе соединяется и управленческая часть, когда ты оцениваешь всё ещё по по другим критериям. И тебе приходиться много заниматься работой управленческой.
Все говорят: "Надо найти классного управленца". Я послушала и ваши записи с другими владельцами бизнесов и много тоже общаюсь и понимаю, что это очень сложно. И доверить это кому-то тоже сложно.

Поэтому получилось так, что последний год я делаю много работы той, которой не делала никогда раньше. И практически в этом году часть дизайнерской работы свелась к минимуму. То есть я делала что-то только в том случае, если какой-то из проектов проседал, я с дизайнером общалась-общалась и у меня не получалось донести то, что нужно, и мне приходилось включиться. Или возникала ситуация какой-то срочной работы, и я понимала, что не могу сейчас найти ресурсы, тогда я делала сама логотип или плакаты. Поэтому моя функция уже поменялась.

И, конечно, в идеальном мире, если сейчас меня спросить, чем бы ты хотела заниматься, я бы сказала, что хотела быть дизайнером классных графических проектов. Но сейчас это уже не совсем так. Потому что всё-таки мы выполняем цели, которые мы себе сами поставили.
Если говорить про какую-то ближайшую перспективу. Поскольку всё у нас стало так классно и хорошо идти - год у нас был прорывной, у нас появились реально большие проекты, мы позволили себе набрать штат большой для нас, у нас работает 4 дизайнера, что очень много для нас - мне хотелось бы всё это продолжить и зафиксировать, как однозначно работающий механизм.
И задача следующего шага лично моего заключается в том, что - так сложилось, что я в ближайший год должна буду уехать из России - и мне нужно, чтобы я смогла, находясь на расстоянии, быть уверенной, что всё это продолжит работать без меня или с каким-то моим участием, когда я нахожусь не здесь, но каким-то временами приезжала. Это такой следующий шаг.

А к чему всё это идёт? К тому, что, Аня, я лично готовлюсь к пенсии.


Я тоже :) И тебя очень хорошо понимаю.

Ну это серьёзный вопрос. Потому что мы живём, и мы простраиваем нашу жизнь так, чтобы мы понимали, что нам предстоит, какая у нас перспектива. У меня есть какая-то картина моей пенсии, и я потихоньку работаю над этим вопросом.


Расскажи, пожалуйста, какое самое важно воспоминание на твоём профессиональном пути как дизайнера. Что ты в первую очередь вспоминаешь, и как-то отзывается тебе?


Сложно будет сказать что-то, какое-то одно воспоминание или каким-то невероятным образом врезался какой-то проект. Нет такого. Есть проекты, которыми мы гордимся как студия, которые произошли за последние годы, несколько лет назад. Профессиональные какие-то успехи. Есть бизнес-успехи, когда, например, в прошлом году у нас появился замечательный клиент. Причём, знаешь, удивительно, это было так странно. Изначально человек приходит с задачей, что-то формулирует, даже не понимая, что они хотят. И у тебя есть желание какое-то немножко бытовое отказаться, потому что это что-то непонятное, совершенно какое-то сложное. Мы просим их что-то переслать, они пересылают презентацию, это ещё всё более непонятное. Потом мы всё-таки берём себя в руки, говорю Даше, менеджеру: "Нет, мы должны всё-таки в этом разобраться. Давайте что-то сделаем, давайте скачаем какие-то софты и всё-таки откроем эту несчастную презентацию. Если нет, давайте уже встретимся с ними". Мы добиваем это, встречаемся с ними. Там просто очень сложная, специфическая такая бизнес-история. Они просто это объясняют. Мы понимаем, что это понятно, просто требовалось сделать эти усилия. И к нам приходит клиент - вот сейчас, по факту - который обеспечивает нас очень хорошим бюджетом, который позволил нам себя довольно комфортно чувствовать. И это такой бизнес успех, какая-то бизнес-победа.

Ты спросила про гордимся?


Не обязательно. Что-то что для тебя важно. Бывает такое воспоминание, которое как-то врезается. Ты понимаешь, что это важно для тебя.
Ну вот очень много таких вещей, которые я рассказала тебе, таких проектов, которые мы делали. Это такая работа-приключение. Когда ты делаешь классный проект, делаешь непонятным каким-то образом. Нам нравился такой дизайн, который не компьютерный, а связан с какими-то ручными штуками. Мы делали много плакатов, которые требовали ручного какого-то создания, из бумаги или ещё из чего-то. Это процесс, это творчество. Или у нас был такой интересный проект, мы занимались им несколько лет.

У нас были интерактивные книги, делали диджитал-книги успешные. Назвали компанию Touchanka, она до сих пор существует. И это было тоже приключение.
Мы делали сами, мы придумали, из каких материалов мы хотим сделать эту книгу (книга была у нас из пластилина). И это был такой творческий процесс, который потом тебе ещё нужно воплотить с помощью программистов, найти этих программистов, а потом тебе нужно ещё это довести вплоть до того, чтобы это выпустить в Appstore (это тоже отдельная история, ты ничего об этом не знаешь).
У тебя нет никаких подпорок, ты сам всё это открываешь, работаешь над этим.
И, если это всё вспоминать, то это всё правда очень классно. Есть что вспомнить. Очень приятные воспоминания, очень приятные моменты. Мне кажется, это очень важным. Мне очень часто бывает странно, когда я общаюсь, продолжаю общаться с ребятами своими, друзьями, просто приятелями. И вот мы начинаем с ними общаться и вдруг я понимаю, что люди, вполне себе состоявшиеся, 30-летние, 40-летние, живут совершенно по-другому. То есть реально они делают 80% своего времени то, что им не хочется делать. Причём часто это происходит уже, когда они становятся взрослыми и могут себе это позволить, они начинают делать что-то что им интересно. И здорово. Для меня это здорово, что у меня всё по-другому.

Хочу сказать спасибо большое моим родителям, которые удивительно с детства меня не кантовали никак и даже не проверяли у меня уроки, и я прогуливала школу, много чего было. Но это дало мне самостоятельность, возможность мне выбирать, мне делать, совершать свои ошибки, мне менять профессию, если я хочу её поменять, и нести какую-то ответственность за себя. Спасибо им за это.


Классно! Действительно, спасибо, это прям круто! Расскажи, а как вы добиваетесь с Александрой понимания вашей командной, что вы все в одной лодке? Знаешь, бывает такое, что каждый сам за себя, а я лучше, я хуже, вот эта вся история. А результат один и как вы помогаете людям это понять? Есть какие-то вещи, которые все вроде понимают, но в ежедневной истории, в ежедневных страстях это может теряться. Как вы всё это держите и координируете?

Ну да, когда мы были втроём это было проще координировать и держать. Когда студия растёт, становится сложнее и как раз необходимо получать какие-то знания дополнительные о том, как это обычно всё делается. Наверняка, этим нужно заниматься. Мы занимаемся этим, опять же, интуитивно. Нужно просто больше этому уделить времени, наверное.

Мы какие-то вещи такие делаем, начиная от каких-то планёрок, когда мы общаемся все вместе. Не ежедневно, но через несколько недель мы общаемся и обсуждаем, какие проекты, что человеку интересно. На самом деле, это нормально. У нас есть дизайнеры и есть понимание, кому что нравится, какие проекты кому интересны. И, например, стало понятно, что определённые виды проектов, которые у нас есть, у кого-то из дизайнеров не очень хорошо получаются и не очень интересны. Но это может быть интересно какому-то другому дизайнеру. Соответственно, мы легко можем это внутри команды правильным образом распределить.

У нас такой семейный, наверное, дружеский коллектив. Поэтому то, что я вижу среди подрядчиков, иллюстраторов, которые с нами работают, они всегда откликаются и повторно.
Удалось создать атмосферу отношения такого - как бы я хотел, чтобы относились ко мне, соответственно, так я отношусь к другим людям.
Хотя, безусловно, я не отрицаю, что, если сейчас позвать дизайнеров, которые у нас работают, и спросить у них: "Слушай, ну скажи, что тебе не нравится в SOZDANO?" Наверняка, у них будет это. Но в любом случае мы стараемся и делаем это по мере своих сил. У нас, например, бывают истории, когда нас подставляет клиент. Например, к нам не приходит обещанный гонорар. А при этом мы уже начали работать с аутсорсером, у нас работает, например, на проекте иллюстратор. Но, если иллюстратор сделал работу, и мы договорились с ним про гонорар, он гонорар получает вне зависимости от того, как складывается наша история с заказчиком. Это такой принцип, который мы даже не обсуждали никогда. И это касается и дизайнеров тоже. То есть у нас очень открытое и понятное отношение и к заработной плате, и к обсуждению каких-то личных вещей из серии отпусков. У нас сейчас такой момент забавный, вдруг все дизайнеры стали учиться. И у нас, реально, мне пропусков. То есть дизайнеры постоянно учатся. И мы как-то по-человечески договариваемся просто о том, что: "ОК, тебе нужно пойти на экзамен, но давай тогда подумаем - либо ты поработаешь в другие дни больше, чтобы доделать те проекты, которые есть, либо в выходные". В этом случае мы мобильны, открыты и как-то это всё само собой происходит.

Опять же повторюсь, наверное, над этим вопросом работать больше, потому что есть всё-таки вот эти хитрые методики, которые придумали бизнес-тренеры и которые позволяют как-то ещё это правильно контролировать и решать. У нас дни рождения всегда празднуются. На самом деле это маленькая команда, где даже эмоционально, когда вдруг появляется какой-то дизайнер, который странный по характеру или который не вписывается в коллектив, всем становится неуютно.

Каждому сотруднику приятно находится в SOZDANO, люди дружат. Сейчас у нас много новых сотрудников и я вижу, что и между ними возникла дружба. Они вместе куда-то ходят, на какие-то концерты, это здорово!
Мне лично кажется это очень важным. Потому что многие люди работают не только и не столько за зарплату. Работают за идею, за время, за удовольствие.
Это очень важно. С клиентами тоже. На самом деле, и портрет клиента - это очень важно. У нас бывают какие-то ошибочки с клиентами, когда неправильно выбран клиент. И это тоже сказывается на результате.
Портрет клиента тоже должен быть соответствующим. Люди друг к другу притягиваются. Тогда и результат будет хороший.
10 лет - это срок. Был за этот период момент, когда хочется всё бросить? И как себя вытягивала?

У меня это было уже и ни раз. Не очень много раз, но было. Особенно последний год было тяжело. Потому что, что произошло? Год последний 2018-19. Как раз Саша родила ребёнка, ушла в декретный отпуск. И вот год этого управления, он лёг на мои плечи, и это было реально сложно. Перед Новым годом я была уже немножко в нервном состоянии. Так я из-за этого всего переживала. Потому что это ответственность, прежде всего. Ответственность за студию, за людей. Ты выплачиваешь зарплату и всё такое. И я уже думаю: "Всё. Что-то я спать перестала. Это уже плохой такой знак". И на какие-то вещи такая у меня эмоциональная реакция пошла. И это было сложно эмоционально. Потом наступил Новый год и как-то это всё устаканилось.
На самом деле, надо просто научится принимать это всё не так близко к сердцу. Воспринимать спокойно. Этот был очень сложный этап. Но как ни странно за этот год как раз произошли те перемены, которые были запланированы.
То есть реально каким-то чудесным образом пришли те заказы, который мы себе планировали, той стоимости, которая нам нужна. И как-то всё это так заработало. Каждый раз это какие-то победы.

Возникают и конфликты тоже и какие-то ссоры. Есть такая теория, что творческие коллективы существуют не более 8 лет.
И, если им удаётся прожить этот период и перейти в следующий, то, безусловно, это какое-то перерождение уже внутри происходит.
Как-то мы решаем это по-человечески. Какие-то конфликты если возникают, все пошли поплакали, пообсуждали, потом вроде как ну ладно, будем всё равно продолжать. Я думаю, что это происходит естественным образом, просто потому что изначально мы начали нашу эту историю, SOZDANO, как дружеский тандем. То есть в нас это изначально было. Мы организовались не потому что сели и подумали, как бы сделать успешный бизнес, а потому что хотели одного и того же и нам классно работать вместе. Это, конечно, имеет большую способность к выживанию и продолжению, чем искусственно созданный тандем.

Ну и были такие моменты, когда вдруг у нас дизайнер увольнялся. Я такая: "Ну ничего себе". То есть это было сложно. Сейчас я уже немного обросла, стала более толстокожая, думаю: "Ну и ничего, нормально". Мы всё это легче переживаем. Но да, в общем всё было.


Какие планы у SOZDANO и у тебя лично на ближайшие 5 лет?

У меня лично план первый отдохнуть, уехать в отпуск, наконец-то. Потому что за год у меня не получалось этого сделать. И даже если я куда-то уезжала, всё равно всё время на связи, и это тяжёлая история. Кстати, возвращаясь к одному из принципов SOZDANO, мне не нравится принципы - очень многие бизнесы так работают - когда людям говорят: "Нам не нужно, чтобы наш специалист всё время находился в офисе, но нам важно, чтобы он находился на связи и был включен 24/7". Мне вообще такое не нравится. Мне кажется, это так не верно. Мне нравится момент, когда никто не включен. Это должно быть так. Многие дизайнеры, которые к нам приходят, спрашивают: "Как у вас загруженность?"
Потому что во многих дизайн-студиях это нормальная практика, когда дизайнеры сидят там постоянно до 11 вечера. У нас такого нет.
У нас такие истории - это исключения. Потому что я не понимаю, почему нельзя это [время, нагрузку] по-другому организовать. И имея огромное количество проектов, я понимаю, что это возможно. У нас прям какие-то исключительные моменты, когда мы просим дизайнеров вдруг выйти в выходные поработать. За дополнительную плату, разумеется.

Возвращаясь к планам на будущее. Ближайший план на год - это студию, как я уже говорила, организовать так, чтобы я лично могла не присутствовать здесь, иметь возможность находиться в другой стране, потому что это связано с моей личной жизнью, с моей личной историей, так сложилось. Это ближайший год. Соответственно, все нарощенный наши обороты, прекрасные клиенты, чтобы всё это сохранилось и приумножилось.

В дальнейшем я не знаю, как будет. Мы тоже обсуждали с Сашей, что будет. И несколько раз уже были такие сложные моменты, когда мы думали: "Ну всё, наверное, надо закрываться, а что делать?" И грустно всегда было: "Ну как же так, столько всего сделано?" Но с другой стороны, я не знаю, как будет. Это будет грустно, но это не будет трагично. Всё должно иметь какой-то естественный ход жизни и, если это продолжится в ближайшие 5 лет - мне кажется, SOZDANO будет расти не в плане размеров, а в плане качества работ и зарплаты, это будет здорово! Но если нет, то, значит, нет. Как пойдёт. Мы хотим, потому что реально многое получилось. Хотим это продолжить, хотим улучшить, развить.


А в чём сила SOZDANO?

Ты знаешь, мы тоже думали. Когда формулировали наши pdf-ки с портфолио, которые мы отсылаем клиентам, когда они хотят посмотреть наши работы, мы формулировали, в чём же наше отличие.

Много дизайн-студий хороших в Москве и в России вообще. Мы входим в этот список. Но какая наша особенность? Что такого уникального мы делаем?
У нас есть творческая потенция сделать из любого пришедшего запроса что-то очень классное. К нам приходят даже иногда довольно скучные истории, которые изначально звучат очень-очень странно. А в результате из этого выходит очень яркий весёлый проект.
Один из пунктов отличительной особенности SOZDANO - это юмор, яркость, это какой-то дизайн светлый. Много стильных дизайн-студий, но они такие холодные или они эстетские. У нас не так. То есть это такая живучесть и желание всё преобразовать и сделать особенным.

Например, нам заказали только дизайн, но, конечно, нам интересно довести это и до полиграфии, чтобы было классно напечатано, подобрать какие-то особые материалы, потому что именно тогда это становится тем самым продуктом классным.

Это иногда притухает. Знаешь, когда тебя жизнь бьёт-бьёт, ты думаешь: "Ну всё". Но всё равно до конца ты не убита :) Даже спустя годы мы: "Ну, может, не будем им это предлагать?" А потом: "Нет, давайте классно сделаем". Такая неиссякаемость, она присутствует.

Немного отступая. Знаешь, говорят: "В чём отличие художника от дизайнера?" Вроде бы это одно и то же. Но на самом деле это две очень разных вещи. И кто-то сформулировал это, я просто повторю: художник создаёт то, что он считает нужным, а дизайнер выполняет запрос. У него есть запрос на создание чего-либо. И это, с одной стороны, некое ограничение, вроде бы. Но мне это ограничение очень нравится.
Мне очень нравится создавать что-то, имея этот запрос. И даже, имея какие-то определённые рамки, найти в этом ход какой-то яркий классный, тот, который никому не приходил, это мой азарт.
Мне это интересно. То есть это воспринимается, как творческая задача: "Это нельзя, а это нужно, чтобы это было удобно, потому что клиенты будут запихивать в портфель". И вот как грустно. А на самом деле не грустно. Потому что даже в условиях этих запросов можно сделать что-то супер интересное!


Ир, вообще! Очень с тобой интересно! Ты очень вдохновляющий человек и предприниматель, безумно просто. Спасибо тебе огромное за этот разговор. Ты столько мыслей дала про жизнь, про всё, про то, как всё работает. Надеюсь, слушателям это тоже будет всё очень интересно и полезно. Очень много инсайтов и искренности.

Ты там вырежи какие-то неудачные моменты :)


Их вообще нет. Очень было здорово!

Я же теперь являюсь в любом случае вашим слушателем. Когда мне Оля [Оля Грачёва, соавтор подкаста Механики бизнеса и основатель проекта бизнес-наставничества SoloPreneurLAB] сказала, что будет вот эта история, я, естественно, послушала подкаст и это очень интересно, особенно несколько близких сфер. Мне было очень любопытно, как это формулируют другие предприниматели и полезно, мало того. И даже какие-то интервью, особенно последнее, оно вселило в меня надежду - я услышала, что всё тоже как-то эмоционально. Безусловно, сложно отвечать на вопросы, когда ты не являешься предпринимателем по сути, у тебя нет серьёзного ответа, ты не можешь ответить, ты думаешь: "Блин, как-то всё не круто. Какой-то я неправильный предприниматель". И когда ты слышишь какие-то аналогичные похожие истории, это вселяет надежду, и всё-таки ты тоже можешь почерпнуть что-то для себя любопытное, какие-то принципы. Мне очень было полезно.


Прикольно, спасибо! Мы на это как раз очень рассчитываем. Хочется сделать живое, как есть. Потому что вы как раз предприниматели.

Вам надо на самом деле звать больше к интервью предпринимателей, чтобы они слушали предыдущих предпринимателей.


Да, мы так и делаем. Хочется, чтобы люди послушали реальные истории. Очень много инсайтов, мыслей. Ведь все консультанты, они же в помощь предпринимателям, они не встают на место предпринимателей. Поэтому интересно послушать, как человек принимает решение.

Да-да, кстати, возвращаясь к Ольге, всё-таки мы должны как-то про неё сказать. У неё удивительное качество, что мне очень лично импонировало и помогло.

Знаешь, последние несколько лет все говорят про стартапы, очень многие люди читают бизнес-литературу. И для меня как старого интеллигента немножко это всё уже неприлично :) Я не понимаю, как я начну сейчас читать книжку про то, как вести переговоры, если я ещё всего Толстого не прочитала. Мне это не прилично. Я не понимаю, завтра я выйду на улицу, мне на голову упал кирпич, а я читала книгу, как стать предпринимателем. Это меня всегда ломало очень. Любые бизнес-тренинги, когда люди с вытаращенными глазами посещали какие-то тренинги, даже наши друзья-дизайнеры, и мы приезжали к ним, а они: "Мы сейчас арендуем помещение, мы сейчас…" И я думаю, ребята немножко то ли кокаина перенюхали, толи чего-то не то там. Меня всегда это смущало. Меня всегда смущало, что всё сделано под одну гребёнку. Некие технологии. А подходят они лично тебе, твоему бизнесу. Потому что всё-таки у нас история специальная.

И когда мы стали общаться с Ольгой [Оля Грачёва, бизнес-дизайнер, основатель проекта бизнес-наставничества SoloPreneurLAB], она как раз строила работу совершенно по другому. Во-первых она интеллигентный умный человек, образованный, который не рассказывает эти дурацкие истории бизнес-успеха выдуманные. И её подход, аккуратный внимательный к каждому предпринимателю, и вникание в смысл процесса или задавание вопросов, которые нам бы позволили понять нашу особенность. Это очень важно. Это круто, правда.


Прикольно! Спасибо за такой отзыв!

И, кстати, интересно, ты говоришь, что чаще ваш подкаст читают и реже слушают. А мне больше нравится слушать. Потому что там дополнительно всё-таки больше информации и это видимо какая-то энергия ещё и дополнительные какие-то отступления. Мне реально аудио больше нравится. Я пробовала читать, но в итоге ходила и слушала аудио.


Здорово как! Ира, спасибо тебе ещё раз! С тобой было очень здорово! Я в душе художник и прям белой завистью тебе завидую :)

Спасибо, ну как-нибудь ещё встретимся, по какому-нибудь ещё поводу :)


Обязательно, с удовольствием!
Нравится наш подкаст? Поддержи!
Мы будем рады вашей поддержке, так как делаем подкаст на абсолютно безвозмедных началах.
Введите любую сумму и нажмите на кнопку Поддержать.
Платеж спишется с вашей карты единоразово.

Послушать еще:

Показать еще
Что еще у нас интересного и полезного?
Лаборатория
Безопасная среда для проб и экспериментов / Персональная поддержка / Мастер-майнды / Закрытые мероприятия / Сообщество
Подробнее