“
... Его надо подлечить. Это такой старый человек, наш музей. Уставший старый человек.Его надо подлечить, подлатать, посмотреть что и как, не вторгаясь. Самое важное, что он есть такой, какой есть, каким его любят и знают. Со спектаклями, картинами, с атмосферой, семьёй, которая следит за ним. С запахом своим. Со скрипучими половицами и прочим. И мне важно, чтобы он остался таким. Чтобы и через 50 лет он был не новоделом, а таким, какой он есть сегодня. Это очень сложно. Это самая сложная, наверное, задача. Но я надеюсь, что мы сможем с моими сотрудниками, с членами моей семьи как-то справиться с этим. Это самое важное. Я не что-то особенное говорю, но я выросла в этой атмосфере, это мир, который меня окружает. А приходят новые сотрудники, которые не так хорошо это знают, не так хорошо это чувствуют. И для них это просто площадка для развития. И я не могу их винить в этом. Мы же не выросли в одной семье. И я собираю людей, пытаюсь что-то донести. Кто-то понимает, кто-то нет. Когда последних будет очень много, а я буду одна, как я смогу им всё это протранслировать? Я буду, конечно, это делать. А если меня не станет? Мне это очень важно. Я бы хотела, чтобы помимо того, чтобы это был узнаваемый в других странах культурный центр мирового уровня (чтобы люди в Америке, в Англии, во Франции, в Израиле, в Египте, в Сингапуре, на Дальнем Востоке, в Китае, в Японии и т.д. знали, что есть Поленово, красивый замечательный дом, наполненный удивительными смыслами и удивительной коллекцией), мне бы хотелось, чтобы он (музей, дом) сохранил весь свой антураж. Потому что Поленово - это больше не про музей и не про живопись, это про культурное гнездо.
В конце 19 - начале 20 в. существовали художественные колонии - Барбизонская школа, Прерафаэлиты, Понт-Авенская школа и другие - где художники собирались вместе (безусловно, среди них был лидер, а они группировались и создавали такой анклав, островок творческой мысли, где рождались новые идеи, направления). И, бесспорно, Поленово одно из таким мест. Это просветительское гнездо. А всё остальное нанизывается вокруг. Рисовальные вечера, коллекция живописи, театр, обучение. Это такая планета Поленова, в которой всё собрано. Семейные истории, семейные отношения, круг людей, которые сюда приезжали. И это самое главное нужно сохранить. Потому что если ты оставишь просто голые стены, на которых будут висеть картины - это будет не про что. А мощная культурная жизнь и лучи просветительских идей Поленова, и стиля жизни Поленовского - это самое важное ...