Блог проекта SolopreneurLAB

Микробизнес? Самозанятость?
А может быть уже давно крепкий малый бизнес?

Хочу сегодня поговорить о показателях и о том, как понять, к какой категории (размеру) бизнеса себя причислять. Да и нужно ли это вообще делать?

Начну с конца. Зачем мне знать и понимать, к какой категории бизнеса я отношусь? Дела идут, бизнес работает. Да, не без сложностей и сбоев, но как-то все идет. Что еще нужно?

Рост! Если вы хотите расти, то вам нужно знать 3 точки движения:
  • точка А - где я сейчас,
  • точка B - где я хочу быть через 5 лет,
  • точка C - где я хочу оказаться, после того, как достигну точки B.
(мы, кстати, очень подробно говорили об этом на первом вебинаре из нашей серии "Механика роста", вы можете приобрести запись вебинара, если перед вами стоит задача разработка стратегии и вИдения своего проекта/бизнеса на ближайшие 5 лет)

Для того, чтобы путь A-B-C был максимально осознанным, нужно задать систему координат. И одной из таких систем может быть размер бизнеса: микро, малый, средний, крупный.

Когда вы поймете, где вы сейчас, и начнете очерчивать, где хотите быть, то перед вами скорее всего встанет выбор - а как вы хотите расти? Двигаясь по пути увеличения показателей, размеров и масштабов или углубляясь в то, что делаете в своем комфортном размере?

Довольно часто владельцы бизнесов, которые приходят ко мне на консультации, говорят о том, что им комфортно оставаться в размере микробизнеса, но они хотели бы получить от него по максимуму и не расширяться. И в этом есть своя правда.

Формат небольшой компании удобен, комфортен и позволяет собственнику не заниматься только управлением, но и участвовать в содержательной деятельности компании. Например, если это творческая студия дизайна или юридическое бюро. Несмотря на то, что это такие разные сферы, но принцип организации работы очень похож - и там, и там, есть ведущие специалисты (арт-директоры или адвокаты), на которых держится и имидж компании, и уровень заказов, и, в конечном итоге, уровень дохода. И деньги такие компании могут зарабатывать тоже довольно приличные. Все зависит от того, насколько правильно настроены процессы и оптимизированы все участки работы.

Да и прежде, чем расширяться и набирать штат сотрудников, нужно ответить на вопрос - приведет ли это расширение к росту оборота и прибыли (!) или только увеличит затраты, а маржинальность и рентабельность бизнеса останутся на прежнем уровне или уменьшаться? (об этом мы, кстати, говорили на втором вебинаре программы "Механика роста")


Теперь давайте поговорим о цифрах.

Размер бизнеса принято определять двумя показателями: количеством сотрудников и объемом годового оборота.

В нашем, российском, законодательстве нет как такового понятия микробизнес, но есть понятие предприятие (микро, малое и т.д.) и цифры получаются следующие.

По количеству сотрудников:
  • до 15 - микро,
  • до 100 - малый,
  • до 250 - средний.

По сумме оборота в год:

  • до 120 млн. рублей - микро,
  • до 800 млн рублей - малый,
  • до 2 млрд рублей - средний.
Сопоставив эти два показателя, можно определить к какой категории бизнеса относитесь вы.

Но если обратиться к странам, в которых малый и микро бизнесы существуют больше времени, то градация будет немного иной.

В Евросоюзе к микробизнесу относятся компании, в которых работает не больше 10 человек и годовой оборот не больше 2 млн евро (около 140 млн рублей). В Англии этот показатель немного отличается по сумме годового оборота и равняется 632К фунтов (это приблизительно 700К евро или 49 млн рублей).

В США же есть несколько градаций микробизнеса:

  • первая категория, условно назовем её совсем микро, - численность сотрудников не более 5 и годовой оборот не превышает 35 000 долларов в год (это примерно 2 млн рублей).
Эта категория похожа на ту, что ввели в этом году в России - самозанятые. Лимит годового оборота самозанятого составляет 2.4 млн рублей, но нанять сотрудников самозанятый не может. У нас эта категория подразумевает, что человек работает на себя сам.

  • вторая категория микробизнеса - компании, которые зарабатывают не более 250К долларов (15 млн. рублей),

  • и третья - бизнес будет считаться микро, пока его годовой оборот не достигнет 7 млн долларов (420 млн рублей). После этого он будет считаться малым.


Наши программы
(Механика бизнеса и Механика роста) созданы для помощи владельцам бизнеса с командой не более 20 человек и годовым оборотом не более 100 млн. рублей. Но смотря на мировой опыт, я понимаю и все чаще задумываюсь о том, что, возможно, владельцы совсем небольших компаний и являющиеся на самом деле микробизнесменами не ассоциируют себя с суммой оборотов 100-120 млн рублей в год. Это им кажется далекой точкой С.

А как вы думаете - стоит ли нам снизить планку годового оборота, чтобы владельцы микробизнеса понимали, что наши программы про них и для них? Например, до 50 млн?
Вам эти все цифры кажутся пока далекими? Есть ощущение, что не очень пока понятно, что с ними делать?

p.s.: если для вас все эти цифры выглядят пока угрожающе и хочется от них бежать, то приходите 8 октября на мой вебинар по финансам для микробизнеса. Мы будем говорить о бизнес-плане и планировании бизнеса с точки зрения денег. Участие онлайн бесплатно. Запись вебинара будет доступна для покупки. Регистрация: https://www.solopreneurlab.ru/vebinars-mekhanika-rosta.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Все статьи и подкасты:

Что еще у нас интересного и полезного?
Лаборатория
Безопасная среда для проб и экспериментов / Персональная поддержка / Мастер-майнды / Закрытые мероприятия / Сообщество
Подробнее